С.Андреев
В ночь 23.5/5.6.2004 г., накануне Недели всех Святых, после непродолжительной болезни почила о Господе Игумения старостильного Княжевского девического монастыря Покрова Пресвятыя Богородицы в Болгарии Матушка Серафима (кн. Ливен Ольга Андреевна).
Игумения Серафима родилась 17 ноября 1913 г. в Москве в аристократической семье. В мiру – Светлейшая княжна.
Отец Матушки Серафимы - Светлейший князь Андрей Александрович Ливен (1884-1949), родом из Харькова (Украина), был Предводителем дворянства Коломенского уезда Московской губернии, кандидат прав юридических наук. После большевицкого переворота воевал в Белой армии. Инициатор издания на эмиграции первого евразийского сборника "Исход к Востоку" (1921). В 1924 г. в РПЦЗ принял сан священника. Служил в русской (бывшей посольской) церкви святителя Николая в Софии под омофором архиепископа Серафима (Соболева). С 1926 г. – протоиерей, секретарь Епархиального Совета при управлении русскими православными общинами в Болгарии, до конца жизни оставался одним из самых верных и преданных помощников Вл. Серафима. Скончался 19 июня 1949 г. в Софии.
Отец Матушки Серафимы - Протоиерей Андрей кн. Ливен
Мама Игумении Серафимы - Софья Александровна, урожд. Стахович (1886 - после 1950), Светлейшая княгиня, дочь предводителя дворянства. Ее родной брат А.А. Стахович - офицер Преображенского гвардейского полка, воевал в Белой армии, один из основателей православного прихода храма Христа Спасителя в г. Аньер (Франция) близ Парижа. После эмиграции жила с семьей в Софии, умерла после 1950 г.
В 1920 г. Матушка Серафима (тогда еще Светлейшая княжна Ольга Андреевна) вместе с семьей эмигрировала в Константинополь, затем через Галлиполи попала в Болгарию. Жила в Софии, где их семью Господь свел с Архиепископом Серафимом (Соболевым). Владыка Серафим стал духовником семьи. Позже, под влиянием Владыки, Ольга Андреевна приняла монашество с именем Серафима. Возглавляла небольшую женскую православную обитель близ Софии при церкви св. Луки в мест. Кникеве. Основала девический монастырь Покрова Пресвятыя Богородицы в Княжево, игуменией коего Господь и сподобил ее быть всю последующую жизнь.
По свидетельствам очевидцев, отличительной и очень редкой в наше время чертой жизни Покровского монастыря являлось то, что сестры ежедневно приносили Матери Игумении исповедание помыслов. Это, а также принцип жительства по строгому послушанию были залогом духовного здоровья и преуспеяния сестер Покровской обители. Насельницы обители никогда не были разделены на группировки; все они составляли единую христианскую семью. Мученик Иосиф Муньос считал эту обитель лучшей из тех, что он видел. И все это благодаря трудам и молитвам Игумении Серафимы.
В монастыре всегда тепло принимали паломников. Всем гостеприимная Игумения уделяла внимание, духовно назидала. Матушка не любила тратить время на праздные разговоры, не касалась и таких тем, как высокие молитвенные состояния, но с радостью делилась своим опытом о том, как нужно бороться со страстями и каяться во грехах, дабы спасти душу.
Во многочасовых беседах она уделяла особенное внимания теме верности неповрежденному Православию в наши апостасийные времена. Наряду с этим она подчеркивала, что крайности и страстность в деле отстаивания церковной истины — недопустимы.
Советскую власть Матушка считала «сатанинской», «антихристовой».
Когда в 1968 г. в Болгарской Православной Церкви был введен новый календарный стиль, Матушка Серафима с сестрами Княжевского монастыря, а также архимандриты Серафим (Алексиев) и Сергий (Язаджиев) остались верны завету уже почившего к тому времени Вл. Серафима — не принимать новый стиль, — и прекратили общение с официальной БПЦ. Это был практически единственный на всю Болгарию островок Истинного Православия, который милостию Божиею сохранился до наших дней, не смотря на неисчислимые поношения и тяжелые гонения. По словам протодиакона РПЦЗ из Лиона (Франция) Германа Иванова-Тринадцатого: «они, можно сказать, вынесли на своих плечах Православие в Болгарии».
В настоящее время Княжевский монастырь является центром Старостильной Истинно-Православной Церкви Болгарии.
Матушка Серафима видела главную угрозу новостильничества в том, что отступление от традиционных православных календаря и пасхалии есть этапы апостасии; что за этими шагами последуют новые, — и все сие в конечном итоге приведет к принятию антихриста и его лже-церкви, как Церкви истинной. Кроме того, Игумения Серафима подчеркивала, что православная пасхалия была утверждена Вселенским Собором, поэтому изменить ее – значит отступить от установлений Вселенского Православия.
В последнее время Игумения Серафима была очень обезпокоена новыми расколами в среде истинно-православных, тех, кто противостоит экуменизму и модернизму. По этому поводу она часто говорила: “Лишь бы держать единство и чистоту веры. Мы должны терпеть друг друга, любить и прощать”.
В своем слове в Неделю Всех Святых 24 мая / 6 июня 2004 г. (на следующий после кончины день) епископ Фотий Триадицкий говорил: «Те, кому посчастливилось лично знать Матушку Серафиму, общаться с нею, не раз ощущали теплоту и свет ее любви. Всех нас, ее деток, она любила Христоподобною любовью. Оттого эта любовь так глубоко проникала в наши сердца, согревала нас. И несмотря на то, что у нас самих между собою нет и искорок этой любви, впрочем, иногда они могут и загореться, но очень быстро угасают. Нередко общение людей бывает тягостным, потому что происходит посредством страстей. Встречаясь же с Матушкой, каждый из нас в отдельности уходил от нее утешенным, чувствуя, что он по-настоящему любим. Ее мера любви к человеку была небесно-широкой, святоевангельской, Христовой мерой. Душа человека Божия благоухает безсмертием. Это наше утешение сейчас, когда здесь, на земле, мы прощаемся с Матушкой – ее душа благоухает безсмертием…»
Отпевание Матушки Игумении Серафимы (кн. Ливен) состоялось 26 мая / 8 июня 2004 г. В последний путь ее проводили епископ Фотий, архимандрит Сергий (Язаджиев), клир, сестры и сотни верных Старостильной Истинно-Православной Церкви Болгарии.
Над гробом Ея Высокопреподобия Матушки Игумении епископ Фотий произнес прощальное слово:
«Наступает тяжелая минута, может быть, самая тяжелая в нашей земной жизни. Нам предстоит телесно расстаться с Матушкой Игуменией Серафимой, с нашей родной матерью, в самом глубоком смысле этого слова. Уже не сможем мы видеть любимый лик, не сможем встречать взгляд, который утешал столько горестей и скорбей в сотнях человеческих душ. Уже не сможем мы слышать ее голос, голос, который будил нашу совесть, наше чувство небесного, голос, который доходил прямо до сердца.
Матушка Игумения Серафима прошла свой земной жизненный путь. В ее келье были на виду слова Св. Ап. Павла, старательно выписанные красивым почерком приснопамятной монахини Серафимы, бывшей правой рукой Матушки Игумении. Эти слова гласят: «Якоже избыточествуютъ страданiя Христовы въ насъ, тако Христомъ избыточествуетъ и утешенiе наше» (2 Кор. 1,5). Страдания Матушки больше не избыточествуют. Сейчас она в полной мере получает утешение Христово. Мы в это верим и чувствуем.
Перед нами живой пример пульса живого православного Предания. Ведь вся жизнь Матушки была направлена именно на это – до единой йоты сохранить в полноте все то, что она получила от Святителя Серафима, и передать его нам.
Теперь начинается наш трудный путь к Матушке…»
Упокой Господи душу
усопшия рабы Твоея, игумении Серафимы! Аминь.