17 июля 2006 г. Синод Московской патриархии в ходе летней сессии, проходившей в Троице-Сергиевой лавре принципиально одобрил доработанный униоальными комиссиями МП и РПЦЗ(Л) «Акт о каноническом общении» между обеими юрисдикциями. Как сказано в Протоколе заседания Синода МП (журнал №49), совместная публикация Акта состоится после его одобрения Синодом РПЦЗ(Л). Синод МП также одобрил документы майских Всезарубежного и Архиерейского Соборов РПЦЗ(Л), подтвердивших курс на скорейшее объединение с МП.
Заседание Синода МП, 17 июля 2006 г.
По предложению униоальных комиссий, Синод МП 17 июля для решения судьбы приходов РПЦЗ(Л) на территории Украины и Молдавии постановил создать специальную Комиссию с участием представителей МП и РПЦЗ(Л). Со стороны Московской патриархии в состав будущей Комиссии войдут митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий, замглавы Отдела внешних церковных связей епископ Егорьевский Марк и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. Со стороны РПЦЗ(Л), как ожидается, в работе Комиссии возьмет участие епископ Крымский Агафангел (Пашковский).
Как уже сообщалось, 19 октября 2005 г. в Одессе прошла встреча униоальной комиссии РПЦЗ(Л) и МП в лице архиепископа Марка Берлинского и протоиерея Николая Артемова (РПЦЗ-Л), а также архиепископа Иннокентия Корсунского и секретаря по межправославным отношениям ОВЦС МП протоиерея Николая Балашова (МП) с епископом РПЦЗ(Л) Агафангелом (Пашковским). По информации сайта Таврической епархии РПЦЗ(Л), в ходе переговоров еп. Агафангел тогда «положительно откликнулся на предложение комиссии приостановить открытие приходов и прием священнослужителей в свою епархию». Также он «дал согласие на создание встречных комиссий Одесских епархий РПЦЗ(Л) и МП для прояснения сложных вопросов во взаимоотношениях этих двух епархий». Тогда же в Одесском Успенском патриаршем мужском монастыре вышеозначенные члены униоальной комиссии встретились с митрополитом МП Агафангелом (Савиным) Одесским, с которым также обсуждалось будущее приходов РПЦЗ(Л) на территории Одесской епархии МП. По имеющейся информации, среди прочего, высказывались возможные варианты разделения Одесско-Измаильской епархии МП на две, назначения еп. А.Пашковского викарием у митр. А.Савина или его перевода на другую епархию (возможно даже зарубежную), а также другие способы объединения епархий МП и РПЦЗ(Л) в Одесской области.
Еп. Агафангел, постоянно демонстрирующий на словах свою “оппозиционность и несогласие” с унией, с момента совершенного им в 2001 г. предательства в действительности ни разу так и не отверг самой возможности унии, всякий раз переводя акценты с действительно принципиальных и первостепенных вопросов на вопросы второстепенные. Как видно за прошедшие пять лет, своей “оппозиционностью” он умело ведет торги с МП за свое более выгодное положение в объединенной структуре: создание специальной Комиссии по его епархии этому подтверждение. Возглавляя т.н. “карманную оппозицию” и создавая искусственно вокруг себя ореол “исповедничества”, еп. Агафангел вводит в заблуждение многих пасомых, удерживая под контролем действия и настроения умеренных противников унии и давая таким образом возможность синодальным политикам из Нью-Йорка безпрепятственно завершить начатое ими дело по уничтожению Русской Зарубежной Церкви.
Каким путем теперь пойдет новообразованная Комиссия в вопросе ликвидации епархии РПЦЗ(Л) на Украине, пока неизвестно. Однако не исключено, что в этом вопросе МП может пойти и на некоторые уступки, в частн. перевести митр. Агафангела (Савина) с Одесской кафедры на другую. Об этом косвенно свидетельствует тот факт, что в новообразованную Комиссию от МП не вошел Одесский митр. Агафангел, вместо которого назначен Черновицкий митр. Онуфрий. При этом на днях Синод УПЦ(МП) постановил поставить в викарные епископы для митр. Агафангела (Савина) о. Алексея (Гроха), а для митр. Онуфрия (Березовского) – о. Мелетия (Егоренко). Как прокомментировал этот факт сайт УПЦ-КП: «митрополиты Агафангел и Онуфрий готовят себе достойную замену». Не исключено, что новые хиротонии связаны с готовящимися новыми кадровыми перемещениями на кафедрах УПЦ(МП).
Рассматривая вопросы по завершению процедуры заключения унии, Синод МП 17 июля также одобрил предложения униоальных комиссий МП и РПЦЗ(Л) о проведении архипастырского совещания всех иерархов Русской церкви, совершающих свое служение за границами канонической территории Московского патриархата. Ответственность за подготовительную работу со стороны МП возложена на Отдел внешних церковных связей.
Данное совещание предполагается провести после вступления в силу Акта о каноническом общении, который предстоит в августе-сентябре с.г. одобрить Архиерейскому Синоду РПЦЗ(Л). Окончательное утверждение Акта Синодом в Нью-Йорке будет означать установление канонического единства и евхаристического общения между обеими юрисдикциями, в результате чего состоится их слияние (уния) в одну структуру.
Как уже сообщалось, с 15 по 19 мая, после “IV Всезарубежного Собора”, в Сан-Францисско состоялся Архиерейский Собор РПЦЗ-Л, на котором был одобрен проект Акта о каноническом единстве РПЦЗ(Л) И МП. Как отмечалось в официальном сообщении Пресс-службы РПЦЗ(Л): «Этот проект был в принципиальном плане принят и одобрен при необходимости завершения разработки некоторых его пунктов. Окончательное же утверждение текста “Акта”, как и детали проведения его торжественного подписания, поручается Архиерейскому Синоду».
Тогда же секретарь униоальной Комиссии РПЦЗ(Л) прот. Александр Лебедев сообщил: «Встречные комиссии РПЦ МП и РПЦЗ вновь соберутся в течение одного-двух месяцев, чтобы внести последние коррективы в “Акт”, а Архиерейский Синод разработает предложения относительно торжественного церемониала его подписания».
По этому поводу еще в мае с.г. в Комментарии от Канцелярии Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви отмечалось:
«То, что Архиерейский Собор утвердил Резолюцию “IV Всезарубежного Собора” РПЦЗ и Акт о каноническом общении с МП, свидетельствует об одном: уния РПЦЗ с советской церковью de facto уже состоялась, осталось лишь обсудить незначительные детали для его «торжественного подписания» и реализовать de jure. Эти вопросы, согласно решению Собора, будут разрешены на уровне синодальных канцелярий и комиссий. Т.е., дело осталось за малым…»
Алексей Ридигер (агент КГБ "Дроздов") на фоне памятника Ленину. Фото из "Журнала московской патриархии" .
Что же представляет собою сей злосчастный Акт?
Как отмечается в том же Комментарии от Канцелярии Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви:
«В совместном, согласованном обеими сторонами документе “О Совместной Работе Комиссий Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви”, о проекте “Акта о каноническом общении” говорится, в частности, следующее: “Проект Акта о каноническом общении определяет канонический статус исторически сложившейся совокупности епархий, приходов, монастырей, братств и других церковных учреждений Русской Зарубежной Церкви как неотъемлемой самоуправляемой части Русской Православной Церкви Московского Патриархата”.
Согласно этому Акту, РПЦЗ сохраняет самостоятельность в делах пастырских, просветительных, административных, хозяйственных, имущественных и гражданских. Высшую власть в пределах РПЦЗ будет осуществлять ее Архиерейский Собор. Решения, выходящие за пределы компетенции Собора РПЦЗ, будут приниматься по согласованию с московским патриархом и Синодом Московской патриархии. Высшей церковной властью для РПЦЗ является Поместный и Архиерейский Собор Московского патриархата – органы, членами которого станут архиереи РПЦЗ.
Секретарь униоальной Комиссии РПЦЗ-Л по переговорам с МП прот. Александр Лебедев по этому поводу пояснил: «Каноническое общение означает признание того, что мы – Русская Зарубежная Церковь – являемся неотъемлемой частью Русской Церкви», – т.е. созданной Сталиным в 1943 г. “Московской патриархии”, которая, начиная с Архиерейского Собора РПЦЗ 2000 г. епископатом Зарубежной Церкви официально признана “матерью-церковью” для РПЦЗ. Здесь налицо явная подмена: Зарубежная Церковь всегда признавала себя «неотъемлемой частью Русской Церкви», пребывая в духовном, а позже в евхаристическом и каноническом общении с Катакомбной Церковью на Родине, но никогда не признавала полнотой Российской Церкви советскую московскую патриархию и, соответственно, ее бюрократический аппарат – Высшей Церковной Властью в Русской Церкви. Это отражено и в “Положении о Русской Православной Церкви Заграницей” – Уставе, которым руководствуется в своей жизни РПЦЗ, и который является для нее главным церковно-каноническим документом после Постановлений Вселенских Соборов и Поместного Собора Российской Церкви 1917-18 гг.
Возникает, в связи с выше сказанным, и закономерный вопрос: «признание того, что мы – Русская Зарубежная Церковь – являемся неотъемлемой частью Русской Церкви» – со стороны кого? Нераскаянной советской церкви? Ответ и в данном случае очевиден.
Итогом работы майского Архиереского Собора РПЦЗ-Л стало “Послание к боголюбивой пастве”, недвусмысленно утверждающее унию с МП: «Дело единения Церкви Русской мы намерены совершать неотлагательно… Каноническое и, открываемое им, евхаристическое единение Русской Зарубежной Церкви и Русской Православной Церкви Московского Патриархата совершенно необходимо, как единственная возможность осуществить созыв Поместного Собора Русской Православной Церкви… Итак, обращаемся мы к нашей дорогой пастве с молитвенным призывом — отложить споры и разногласия, и влиться в спасительное делание восстановления единства Русской Церкви».
Как видно, это соборное постановление (подписанное, среди прочих, и еп. Агафангелом (Пашковским), - прим. ред.) открывает путь к завершающей фазе заключения унии.
Хватаясь за соломинку, некоторые члены РПЦЗ-Л пытаются оправдываться, что, мол, и это еще ничего не значит, что в документах Архиерейского Собора РПЦЗ-Л речь идет о необходимости урегулирования неких «проблемных вопросов», и что это подает надежду на возможность оттянуть еще на какое-то время утверждение Синодом Акта об объединении.
Однако как в синодальных канцеляриях РПЦЗ-Л, так и МП, единодушно считают, что решение оставшихся вопросов перед установлением канонического единства с МП не займет «чрезмерно много времени». Секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП прот. Николай Балашов, отвечая на вопрос об «остающихся проблемах», пояснил, что, как было указано в ранее опубликованном документе о совместной работе «встречных комиссий», одним из условий восстановления евхаристического общения и канонического единства является решение вопроса о епархиях и приходах РПЦЗ-Л на “канонической территории” Московского патриархата. «В этом же документе говорится, что до осуществления Акта о каноническом общении ожидается также окончательное урегулирование вопроса о взаимоотношениях Русской Зарубежной Церкви с так называемым “Синодом противостоящих” в Греции, а также с румынскими и болгарскими группами, которые находятся с ним в общении», – добавил прот. Балашов. Кроме того, по его словам, продолжается рассмотрение вопроса о статусе клириков, которые «перешли из одной юрисдикции в другую».
В каком ключе МП собирается решать эти «остающиеся проблемы», судя по тому, что ни на один компромисс в отношении к РПЦЗ Московская патриархия не пошла – догадаться не сложно. Поэтому последние попытки ухватиться хотя бы за них – лишь наивный и неоправданный самообман».
Экуменический патр. Алексий и митр. Лавр во время совместного служения освящают закладку нового храма МП
Как уже сообщалось, на самом деле евхаристическое единство между иерархами МП и РПЦЗ(Л) было тайно установлено еще с конца мая 2004 года, ровно два года назад, когда в Москве глава РПЦЗ(Л) митр. Лавр впервые сослужил с советским экуменическим патриархом Алексием Ридигером. По имеющейся информации, в ходе достигнутых договоренностей именно после этого и митр. Лавр, и архиеп. Марк, и некоторые другие иерархи РПЦЗ(Л) во время Литургии, на проскомидии стали поминать патр. Алексия и вынимать частички за него и других иерархов МП. С церковно-канонической точки зрения это, по сути, и есть уже евхаристическое общение и единство у Чаши.
Как отмечено по этому поводу в Комментарии Канцелярии Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви:
«Уния РПЦЗ-Л и МП состоялась, но не в открытом виде, не в форме административного сращивания, но молитвенно-духовного (а по сути евхаристического) единства, что с канонической точки зрения отныне определяет РПЦЗ-Л под Анафему Собора РПЦЗ 1983 г. на ересь экуменизма и всех соучаствующих в ней. Таким образом, РПЦЗ-Л и без административного подчинения – мистически, через совместное молитвенное общение и единение становится соучастницей и соисповедницей ересей МП. Ведь по свв. канонам, кто с еретиком или отлученным помолится, да будет сам отлучен…
В тексте анафематствования ереси экуменизма, принятом Архиерейским Собором РПЦЗ 1983 года провозглашается:
“…тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема!”
“Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам” (Откр. 3, 22)».
Дополнительно см.:
1. Операция "ТРЕСТ"
Или почему приходы РПЦЗ-Л на Украине ввели обязательное поминовение властей
4. Уния РПЦЗ-Л с “советской церковью” de facto состоялась. Об итогах т.н. “IV Всезарубежного Собора” и Архиерейского Собора РПЦЗ-Л, состоявшихся в Сан-Францисско (США) с 7 по 19 мая 2006 г.
Комментарий от Канцелярии Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона Омского и Сибирского
7. МОНИТОРИНГ СМИ: Протоиерей Виктор Потапов: "Наша Церковь не намерена отступать от избранного курса"
Об объединении РПЦЗ(Л) и МП
8. Секретарь Германской епархии РПЦЗ(Л) прот. Н. Артемов: «По поводу после-соборных перетолкований»
9. Обращение - Призыв Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона к духовенству и верным чадам Русской Зарубежной Церкви
5 / 18 апреля 2006 г., Свят. Иова, патриарха всея Руси
10. Архиепископ Тихон: «В мiре нет ничего важнее спасения и воссоединения человека со своим Творцом»
Интервью с Председателем Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви Высокопреосвященнейшим Тихоном, Архиепископом Омским и Сибирским
11. В.Путин ускоряет темпы по присоединению РПЦЗ(Л) к МП
Виталий Шумило, редактор «Церковных Ведомостей»
12. Аналогии Нью-Йоркской и Брест-Литовской уний в судьбах Русской Церкви. К вопросу подготовки иерархами РПЦЗ-Л унии с сергианско-экуменической Московской патриархией. Виталий Шумило, редактор «Церковных Ведомостей»
16. Визит в Одесскую митрополию МП архиереев РПЦЗ(Л)
17. Сообщение о новых гонениях на Русскую Истинно-Православную Церковь в Одессе
18. Посол США в Украине и Митрополит Владимир (УПЦ МП) обсудили отношения РПЦ МП и РПЦЗ(Л)