Окружное Послание
Архиерейского Синода РИПЦ
по случаю кончины Схи-Архиепископа Лазаря
Волею Божией, 17/30 июня, в день мучч. Мануила, Савела и Исмаила, на 75-м году жизни скончался старейший архипастырь Катакомбной Церкви в России Схи-Архиепископ Лазарь, Председатель Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
Отошел ко Господу человек, с которым была связана эпоха восстановления канонического епископата Катакомбной Церкви в России.
Русская Церковь понесла тяжелую, невосполнимую утрату. Покойный Владыка Лазарь своей светлой личностью притягивал к себе многих людей, служил для них авторитетом, согревал своею пастырской любовью.
Архиепископ Лазарь вышел из самой толщи православного церковного русского народа, был ярким выразителем народного церковного благочестия, глубокой и живой веры. Начатки своего воспитания он получил в семье его родителей, где тонко переплелись церковное благочестие русского духовенства с одной стороны, и героические традиции кубанского казачества с другой.
С ранней юности будущий Вл. Лазарь вступил на путь иноческого служения Богу, имея таких наставников, как старец Феодосий (Кашин) Кавказский, постригший его в иночество, а позднее старцы Глинской пустыни. Эту любовь к подлинному монашеству он пронес всю жизнь, и потому перед кончиной принял великую схиму, и завещал похоронить себя как схимника.
Вся жизнь покойного Владыки была связана со служением гонимой Церкви в России. Еще юношей, за принадлежность к Катакомбной Церкви он претерпел первые свои страдания за веру, отбывая срок заключения в тяжких условиях сталинских концлагерей. Дальнейшему многотрудному и опасному служению в качестве пастыря и архипастыря потаенной Церкви в России Вл. Лазарь отдал все свои силы и саму жизнь.
Делом жизни Архиепископа Лазаря стало налаживание связей между двумя частями Русской Церкви, отвергших предательский сергианский курс – Катакомбной на Родине, и Зарубежной за ее пределами. Безпрерывные жестокие гонения на Церковь в России, невиданные в прежней церковной истории, лишили Катакомбную Церковь канонического епископата, подорвали церковную жизнь, истощили и обезкровили церковный организм. На этой почве начали возникать опасные явления самосвятства и ложной духовности. Восстановление канонического законного епископата и налаживание здоровой церковной жизни стало насущной проблемой. Именно Вл. Лазарю принадлежит начало ее разрешения.
По благословению Зарубежного Синода и Первоиерарха РПЦЗ Митр. Филарета, в 1982 г. архимандрит Лазарь тайно получил архиерейскую хиротонию от Русской Зарубежной Церкви, и возглавил в качестве законного архиерея катакомбные общины в России. После падения коммунистического режима в России Вл. Лазарь вошел в состав Архиерейского Собора РПЦЗ. Ценя идейное и духовное наследие РПЦЗ, почитая ее Отцов-основателей, Владыка Лазарь, как духовно чуткий человек, не мог не видеть нарастания апостасийных тенденций в недрах Зарубежной Церкви, проявлявшихся в разных сторонах церковной жизни, и особенно в стремлении к сближению с советской церковью - Московской патриархией. Поэтому Вл. Лазарь желал оградить российские приходы Истинной Церкви от пагубного влияния “нового курса” Нью-Йоркского Синода, и добивался автономии для Церкви в России. В этом он находил понимание и поддержку последнего Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия, который трижды, на Соборах в 1990, и позже в 1998 и 2000 гг., обращаясь к нему, говорил: «Вам нужно иметь автономию и решать свои вопросы самим».
После окончательного принятия Нью-Йоркским Синодом нового курса и насильственного отстранения с поста Первоиерарха Митр. Виталия, Архиепископ Лазарь остался верен традиционному курсу Катакомбной и Зарубежной Церквей-сестер. С согласия Митр. Виталия, выраженного в его письме-распоряжении от 11 марта 2002 г., Вл. Лазарь совершил новые архиерейские хиротонии для Епархий в России и в 2003 г. организовал Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви. Эти действия помогли сохранить церковное управление в России, независимое от воздействия враждебных и чуждых Церкви сил.
Сохранение Церковью своей духовной свободы неразрывно связано с сохранением ею Истины. Покойный Владыка Лазарь это хорошо понимал и добивался самоуправления для российских епархий не для чего иного, как для сохранения Истины Православия, ограждения Церкви в России от язв отступления, поразивших РПЦЗ.
Почти вся жизнь покойного Владыки Лазаря была многоскорбной и многотрудной. Помимо тяжелых телесных недугов ему пришлось претерпеть непонимание и враждебность со стороны ряда сопастырей, неблагодарность и предательство со стороны многих пасомых. Враги Истинной Церкви в России не могли простить Владыке его дела – восстановления канонического епископата в 1982 и организацию Синода в 2002 гг., и обрушили на него буквально шквал клеветы и поношений с целью отстранить его от законной церковной власти, посеять смущение в сердцах и оторвать от Церкви как можно большее число людей. Но эти страдания нашего Первосвятителя, телесные и душевные, явились той основой, на которой созидается истинная Церковь в России.
Владыка Лазарь обладал редкой способностью объединять и примирять разных людей. Он явился объединителем разрозненных общин, катакомбных и легальных, в России. Покойный Владыка многих привлекал к себе своими добрыми качествами – простотой, незлобием, умением прощать обиды, доброжелательностью к людям. Его часто обманывали, но он продолжал доверять людям, надеясь на их исправление. Обладая духовным чутьем, покойный Владыка видел духовную суть явлений и людей, сокрытую от внешнего наблюдения.
Знаком явного избрания Божия стала передача Вл. Лазарю в 1993 г. Иконы Божией Матери Благоухающей, написанной братом Иосифом, хранителем Иверской Мvроточивой Иконы Монреальской. Эта икона, переданная Вл. Лазарю, благоухала у него около 12-ти лет. Теперь, после смерти Владыки, становится окончательно понятным видение брата Иосифа, в котором Архиепископ Леонтий назвал Вл. Лазаря «столпом Истинной Церкви в России».
Служение Архиепископа Лазаря в архиерейском сане продолжалось без малого 23 года, а в священном сане – 33 года.
Архиереи Русской Истинно-Православной Церкви свидетельствуют о своей верности тому курсу, которому следовал Владыка Лазарь всю свою жизнь – хранению Истины Православия, без всякой примеси сергианства и экуменизма. Они желают сохранить тот дух, которым водился покойный Владыка Лазарь – дух любви к ближним, единства с братьями по вере, терпимости и прощения.
+Архиепископ ТИХОН
+Архиепископ ВЕНИАМИН
+Епископ ДИОНИСИЙ
+Епископ ИРИНЕЙ
+Епископ ГЕРМОГЕН
Дополнительно о приснопочившем Вл. Лазаре см.:
2. Скромные мысли-воспоминания о почившем великом Архиерее
Памяти Схи-Архиепископа Лазаря посвящается. Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый, г. Лион, Франция.
3. Траурный фоторепортаж, посвященный проводам в последний путь блаженнопочившего о Господе Схи-Архиепископа Лазаря
catacomb.org.ua/modules.php
5. Скорбное заявление Архиепископа ВАРНАВЫ Каннского и Западно-Европейского по случаю упокоения о Господе Схи-Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Архиепископ ВАРНАВА Каннский и Западно-Европейский, г. Канны, Франция
6. Скорбное слово Протоиерея Анатолия Трепачко, Благочинного Восточной части Северной Америки РПЦЗ(В) по случаю упокоения о Господе Схи-Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Протоиерей Анатолий Трепачко, г. Стаффорд, Виржиния, США
7. Соболезнования редакции газеты «НАША СТРАНА» по случаю упокоения о Господе Схи-Архиепископа Лазаря, Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви
Николай Казанцев, Аргентина
11. Архиепископ Лазарь почтил память Аввы - Святителя Леонтия Чилийского
13. Архиепископ Лазарь с архипастырским визитом посетил приходы Воронежчины и Харьковщины
15. Пасхальные торжества в Одесско-Тамбовской Епархии Русской Истинно-Православной Церкви
17. Русская Истинно-Православная Церковь