15 лет журналу Истинно-православных христиан Сербии
«Ревнитель православного благочестия»
Журнал Истинно-Православных Христиан Сербии:
15 лет со дня выхода первого номера
<?xml:namespace prefix = o /><o:p></o:p>
<o:p>В январе 2012 года исполнилось ровно пятнадцать лет со времени выхода в свет первого номера журнала «Ревнитель» – журнала истинно-православных христиан Сербии.
Издателем первого номера этого легендарного сербского катакомбного журнала был скит Св. Иоанна Шанхайского на Фрушкой Горе, который вскоре переменил свое название в честь Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. «Ревнитель» был журналом «самиздатского» типа, то есть изданием, которое отличается от обычного журнала тем, что оно не редактируется профессиональными журналистами: редакторы все делают сами, потому что у них нет ни спонсоров, ни рекламных объявлений. Тиражирование самиздата производилось, главным образом, путем копирования (в Советском Союзе, где КГБ контролировал все копировальные машины, самиздатские журналы печатались на пишущих машинках). Тексты печатали на пишущих машинках, затем их вырезали и склеивали, а потом копировали. Это и был, в основном, метод издания «Ревнителя», – с той лишь разницей, что место пишущих машинок занял компьютер (старый, громоздкий, с процессором 486, Pentium и выше). «Ревнитель» следовал общей философии самиздатских бюллетеней, по которой читателям предлагается самим помочь распространению журнала, делать копии и распространять их. У «Ревнителя» был характерный дизайн: он иллюстрировался рисунками, сделанными его редактором, иеромонахом Aкакием, которые иногда появлялись на обложке.
Помимо «Ревнителя», одним из самых известных и наиболее влиятельных православных самиздатских изданий является журнал «Мертв для мира», издание которого было начато в 1994 году монахами Иоанном и Андреем в монастыре св. Германа Аляскинского в Платине (Калифорния). В период с 1994 по 1998 год в Америке было опубликовано двенадцать номеров этого журнала. Считается, что после рекламы журнала «Мертв для мира», опубликованной в рок-журнале «Максим», в обращении было до 50,000 копий этого издания.
В Советском Союзе, однако, за самиздатские публикации православные христиане часто платили своей жизнью. Например, Святая мученица Лидия, член Русской Катакомбной Церкви из г. Уфы, была обнаружена ГПУ и арестована именно за катакомбные самиздатские издания, напечатанные на пишущей машинке. Новомученицу Лидию обнаружили потому, что буква «к» на ее пишущей машинке была немного повреждена. С ее арестом в 1928 году ГПУ решило, что они нашли ключ, чтобы раскрыть всю Катакомбную Церковь. Новую мученицу Лидию жестоко пытали, чтобы заставить ее предать духовенство и верующих Катакомбной Церкви, но она отказалась что-либо сказать. После долгих и жестоких пыток эта верная раба Божия была убита. В 1981 году Русской Зарубежной Церковью Св. Лидия причислена к сонму Русских Новомучеников.
Иеромонах Акакий также преследовался за издание катакомбного журнала «Ревнитель». В 1999 году в г. Нови-Сад Бачский епархиальный суд во главе с его председателем, епископом Иринеем Бачским, постановил исключить о. Акакия из Церкви: «доказательством вины обвиняемого служит журнал «Ревнитель», в котором он клевещет на церковную иерархию и подрывает ее авторитет».
«Ревнитель» имел около 40 страниц формата А5. Каждый номер первоначально выходил по 100 экземпляров, после чего он печатался по мере необходимости. Сами читатели воспроизводили и распространяли его дальше, поэтому мы не можем с точностью сказать, насколько большой тираж, в конце концов, был достигнут. Однако мы можем сказать с уверенностью, что средний тираж «Ревнителя» был намного больше, чем 500, а для некоторых номеров был больше чем 1,000 копий. Так как различные номера переиздаются и по сей день, нельзя точно определить общее число существующих экземпляров. Журнал выходил раз в три месяца, и с начала 1997 по конец 2002 года самиздатским способом было выпущено 23 номера. Кроме того, в сентябре 1997 года вышло одно дополнительное издание, вызванное разделением, которое состоялось в Сербии, когда часть Истинно-Православной паствы присоединилась к греческим матфеевским старостильникам. Название этого дополнительного издания было: «Краткий очерк истории ИПЦ Греции». Последний номер «Ревнителя» был осуществлен не «самиздатcким» способом, а как обычный журнал со стандартной печатью и цветными иллюстрациями, со 146 страницами и тиражом в 1500 экземпляров. Его издателем был не скит святых равноапостольных Кирилла и Мефодия на Фрушке Горе, а монастырь Святой Троицы на Авалe.
Содержание «Ревнителя» состояло из документов по истории Церкви, жизнеописаний исповедников веры ХХ века, отчетов о наиболее важных событиях того периода, трудов святых отцов Церкви, современных богословов и духовных отцов (в первую очередь, России и Сербии, а также греческих и болгарских). Интереснейшими были короткие анонсы и новости из жизни сербской ИПЦ – эти новости и статьи составили хронику жизни СИПЦ. Были также новости со Св. Афона, а также из жизни других Поместных Православных Церквей, вместе с информацией о неканонических действиях членов мирового православия (то, что Бачский епархиальный суд назвал «клеветой на церковную иерархию», хотя все факты были взяты из государственных и надежных источников, и подтверждены официальными документами и фотографиями). Также в «Ревнителе» регулярно освещались события внутри различных греческих старокалендаристких фракций, таких как «Mатфеевцы» и «Киприаниты». Публиковались письма от читателей и ответы на практические вопросы церковной жизни. «Ревнитель» публиковал официальные сообщения, например, исторические, составленные сестричеством Стеник, или энциклики Синода ИПЦ Греции (под юрисдикцией которой тогда находились истинно-православные христиане Сербии). Журнал опубликовал несколько материалов, которые выходили из номера в номер. Наиболее большой была публикация под названием «Письма катакомбного епископа», – она печаталась в тринадцати номерах. В №10 опубликовано интервью с архиепископом Хризостомом II. Читатели этого катакомбного журнала могли проследить из первых рук хронологию бурных событий в РПЦЗ в течение 1990-х годов и получать информацию о них очень быстро. Например, в №7 (1998) опубликована статья «Постепенный процесс апостасии в Русской Зарубежной Церкви (краткий обзор событий за последние 10 лет)». В следующем номере (№8, 1998) опубликована статья «Союз в Истине или ...». Эта статья была посвящена диалогу между греческим Синодом ИПЦ и Русской Зарубежной Церковью с целью установить между ними союз. Статья излагала четыре причины, почему этот союз был неприемлемым для ИПЦ Сербии. Она объясняла, каким образом Архиепископ Хризостом II уверил иеромонаха Акакия в том, что союз не состоится до изменений в позиции РПЦЗ. В номерах 15-17 (2001) две статьи были посвящены этой теме: «Окончательное слияние РПЦЗ с Мировым Православием» (о Соборе РПЦЗ 2000 г.) и «Послание Архиерейского Собора РПЗЦ». Истинно-Православные сербы были разочарованы событиями в РПЦЗ, но вскоре пришла радостная весть. Уже в №№20-21 (2002) была опубликована статья «Долгожданный поворот в Русской Зарубежной Церкви», о тех иерархах, кто остался верен старцу митрополиту Виталию и первоначальным идеям РПЦЗ. Наконец, в №22-23 в 2003 году появилось сообщение о создании контакта между сербской ИПЦ и теми фракциями Русской Зарубежной Церкви, которые не принимали союза с экуменическими и сергианскими православными. Этот отчет был озаглавлен «Создание Контакта с Русской Зарубежной Церковью (Виталий)». «Ревнитель» был первым, кто опубликовал тексты и жития некоторых великих святых и православных богословов ХХ века, которые до этого были неизвестны в Сербии, например житие Преп. Иоанна Румынского или Старца Феодосия Карульского. Читатели с нетерпением ждали новых выпусков «Ревнителя», и только они могут выразить ту радость и силу, которую приносил каждый новый номер их журнала.
* * *
В последнее время печатные СМИ, и особенно самиздат, оттесняются на задний план интернетом. Интересующиеся могут найти многие статьи из «Ревнителя» на сайте «Сербский Истинный Православный». Сегодня такие журналы издаются как «электронные журналы» – самиздат в электронном виде. Как правило, они выставляются в PDF-формате, чтобы пользователи могли свободно загружать, печатать, читать и распространять их дальше, хотя и с тем же условием, что и для самиздата, что распределение будет некоммерческим. Кроме того, можно использовать части текстов, если только цитируется источник. Хотя «Ревнитель» перешел от самиздата и журнала в стандартном виде до интернет-издания, то есть «Сербский Истинный Православный» (www.serbiantrueorthodox.org), в любом случае было бы хорошо, если бы старые издания этого органа Сербской Истинно-Православной Церкви можно было найти на этом сайте в формате PDF, чтобы каждый желающий мог печатать, читать и воспроизводить их в дальнейшем. Этот маленький юбилей, 15 лет со времени выпуска первого номера, был бы хорошим поводом для этого.
Напомним содержание томов «Ревнителя»:
№ 1 – январь-март 1997 года
- - Письма катакомбного епископа (1)
- - Житие преподобного Иоанна Румынского
- - Вторая энциклика (от 1756 года)
- - Старец Феодосий Карульский, «Старый и Новый календарь»
- - Схимонах Епифаний Чернов, «Катакомбная Церковь на Российской Земле»
№ 2 – апрель-июнь 1997 года
- - Александр Каломирос, «Ковчег»
- - Письма катакомбного епископа (2)
- - Монахини-Исповедницы
- - Против Ложного Союза
- - Православные, Осторожно!
- - Слово Оптинского Старца Анатолия Старшего
- - Схи-иеромонах Aкакий, «Разве экклезиология «Митрополита» Киприана Kуцумбаса и его Синода Противостоящих является православной?»
№ 3 – июль-сентябрь 1997 года
- - Письма катакомбного епископа (3)
- - Третье Божественное Явление Креста Господня, 14 сентября 1925 года
- - Энциклика от канцелярии Синода ИПЦ Греции
- - Святоотеческие Указания
- - «Томос» 1756 года о Крещении
- - Архиепископ Аверкий, «В ногу со временем» мы не пойдем» (1)
- - Православный взгляд на некоторые актуальные вопросы
- - Причастие «православных» эфиопов
- - Хроника
№ 4 – октябрь-декабрь 1997 года
- - Апостольская преемственность Церкви ИПЦ
- - Иеромонах Aкакий, «Выход из Членства в ВСЦ»
- - P.П. Будзилович, «Новый мировой порядок в 2000 году»
- - Короткое объявление
- - Архиепископ Aверкий, «В ногу со временем» мы не пойдем» (2)
- - Письма катакомбного епископа (4)
№ 5 – январь-март 1998 года
- - Энциклика
- - Розен Сиромахов, «Последний шаг на пути к отступничеству»
- - Текущие события – Придуманное Благословение
- - Письма катакомбного епископа (5)
- - Короткие объявления
- - Хроника
№ 6 – апрель-июнь 1998 года
- - Введение
- - Краткая биография архиепископа Хризостома Первого
- - Текущие события
- - Митрополит Kаллиопий, «Союз с монофизитами» (1)
- - Афонские Новости
- - Короткие объявления
№ 7 – июль-сентябрь 1998 года
- - Письма катакомбного епископа (6)
- - Постепенный процесс апостасии в Русской Зарубежной Церкви (краткий обзор событий последних десяти лет)
- - Митрополит Антоний (Храповицкий), «О Крещение обливанием»
- - Короткие объявления
- - Митрополит Kаллиопий, «Союз с монофизитами» (2)
- - Хроника
№ 8 – октябрь-декабрь 1998 года
- - Письма катакомбного епископа (7)
- - Проповедь катакомбного священника о. В.В.
- - Послание Первоиерарха РПЦЗ митрополита Филарета
- - Короткое объявление
- - Текущие события: Союз в Истине, или ...
- - Прощальная Проповедь Нашего Святого Отца Марка, архиепископа Эфесского
- - Житие о. Никиты. Воспоминания его духовных чад.
№ 9 – январь-март 1999 года
- - Введение
- - Письма катакомбного епископа (8)
- - Иеромонах Aкакий, «Исповедую едино Крещение»
- - Выдержка из энциклики 1848 года
- - Кровь мучеников: Житие и страдания святой новомученицы Екатерины
№ 10-11 – апрель-сентябрь 1999 года
- - Послание митрополита Kаллиника
- - Интервью с Архиепископом Хризостомом II
- - Письма катакомбного епископа (9)
- - Короткие объявления
- - Неизвестное письмо митрополита Антония
- - Архиерейский Собор РПЗЦ 1994 года
- - Текущие события
№ 12-14 – октябрь 1999 – июнь 2000 года
- - «Ревнителю» исполнились три года
- - Письма катакомбного епископа (10)
- - Текущие события
- - Из жизни ИПЦ Сербии
- - Письма читателей
- - Житие святого Гликерия
- - Чудеса святого Спиридона
№ 15-17 – июль 2000 – март 2001 года
- - Письма катакомбного епископа (11)
- - Текущие события: Окончательное Слияние РПЦЗ с мировым православием
- - Текущие события: Послания Архиерейского Собора РПЦЗ
- - Епископ Григорий (Граббе), «Икономия и Акривия»
- - Хроника
- - Впечатления после встречи с «митрополитом» Киприаном (1)
№ 18-19 – апрель-сентябрь 2001 года
- - Письма катакомбного епископа (12)
- - Иеродиакон Феофан, «Епископ и его Церковь»
- - Впечатления после встречи с «митрополитом» Киприаном (2)
- - Короткие объявления
- - Письма Св. Филарета
№ 20-21 – октябрь 2001 – март 2002 года
- - Письма катакомбного епископа (13)
- - Текущие события: Восстановление РПЦЗ
- - Старец Сава Афонский, «Письмо-апология»
- - Из жизни ИПЦ Сербии: Новый священник
- - Иеросхимонах Акакий, «Дай свою кровь и получи Духа»
- - Афонские Новости
№ 22-23 – апрель-сентябрь 2002 года
- - Последняя линия обороны: Эсфигменский монастырь
- - Документы: Новые удостоверения личности
- - Документы: Синодальная энциклика
- - Текущие события
- - «Установление Контакта с Русской Зарубежной Церковью (Виталий)»
- - Архиепископ Антоний Лос-Анджелсский, «Почему Московский патриархат безблагодатный?»
- - Святой Филарет (Вознесенский), «Послание Первоиерарху американской митрополии»
- - Короткие объявления
- - Хроника
(Это было последнее издание «"Ревнителя» в виде самиздата, опубликованное скитом Свв. Мефодия и Кирилла на Фрушкой Горе)
№ 1 (24) – Пасха 2006
- - Введение
- - О. Серафим Роуз, «Архиепископ Леонтий Чилийский»
- - Архиепископ Аверкий, «Современность и духовная жизнь»
- - Иеромонах Aкакий, «Смирение Под общей экономике»
- - Иеромонах Aкакий, «Блаженны изгнанные правды ради»
- - Официальное объявление Сестричества Стеника
- - Иеромонах Акакий, «Новый раскол среди «Матфеевцев» и вопрос о признании хииротесии»
- - Монах Иосиф, «Мы принимаем человека, но отвергаем его ошибки»
- - Письмо митрополита Филарета (Вознесенского) Игумении Магдалине (графиня Граббе), настоятельнице Леснинского монастыря во Франции
- - Короткие объявления
- - Вопросы читателей
- - Из старых церковных публикаций
- - Хроника
Перевод с сербского.
Источник: www.serbiantrueorthodox.org/2012/01/blog-post_13.html
</o:p>