С 1 по 6 июля 2013 г. в г. Одессе (Украина) при кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского, в нижнем храме Свт. Николая Мирликийского в присутствии чудотворной иконы Божией Матери Иверской-Благоухающей состоялось летнее заседание Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви. В работе Синода приняли участие Преосвященные РИПЦ под председательством Архиепископа Тихона Омского и Сибирского.
Каждый день работы Архиерейского Синода РИПЦ сопровождался служением Божественной Литургии в кафедральном соборе св. прав. Иоанна Кронштадтского.
В ходе работы Архиерейского Синода были рассмотрены вопросы о положении дел в епархиях РИПЦ. Архиепископ Тихон доложил членам Синода о положении дел в Омско-Сибирской Епархии, а также в Одесско-Харьковской и Австралийской Епархиях. Рассказал о состоявшемся в июне с.г. посещении с чудотворной иконой Божией Матери Иверской-Благоухающей Православной миссии РИПЦ в Аргентине, встречах и беседах с паствой, совершенном чиноприеме настоятеля Скита Рождества Пресвятой Богородицы в Бразилии иеромонаха Даниила (Фернандеса), приглашениях от представителей РПЦЗ(А) в Аргентине посетить с чудотворной иконой русский православный молодежный лагерь, находящегося в больнице клирика РПЦЗ(А), состоявшихся встречах и беседах и т.п.
Также Архиепископ Тихон сообщил о присоединении к РИПЦ из МП двух новых клириков: иеромонаха Алексия в г. Благовещенск Амурской области и иерея Сергия в г. Златоуст Челябинской области, а также двух единоверческих общин в Красноярской области.
Архиепископ Вениамин Черноморский и Кубанский известил членов Синода о положении дел в Черноморско-Кубанской Епархии, а викарий Одесско-Харьковской Епархии РИПЦ Епископ Савватий Винницкий сообщил о жизни приходов и общин РИПЦ в Украине.
Обсудив вопрос о проведении Освященного Собора РИПЦ, Архиерейский Синод назначил дату его созыва на осень 2015 г. Решением Синода всем членам созданных Предсоборных комиссий поручено приступить к работе по подготовке Освященного Собора.
Рассмотрев дело запрещенного в священнослужении Епископа Гермогена и поступившие обращения от клириков и паствы РИПЦ, Архиерейский Синод, после детального обсуждения, вынес окончательное решение: ввиду раскаяния Еп. Гермогена не применять к нему строгие канонические санкции и почислить его на покой. Кроме того, Синод РИПЦ оставил в силе прежние решения от 05/18 декабря 2012 г. о выведении Еп. Гермогена из состава Архиерейского Синода РИПЦ и освобождении от занимаемых им должностей Синодального духовника и Председателя Комиссии по диалогу с другими частями ИПЦ. Временно управляющим Черниговско-Гомельской Епархией назначен Преосвященный Вениамин, Архиепископ Черноморский и Кубанский. По решению Архиерейского Синода, во всех приходах Черниговско-Гомельской Епархии РИПЦ за богослужением после имени Председателя Архиерейского Синода Архиепископа Тихона должно поминаться имя Преосвященного Архиепископа Вениамина.
Отдельно на Архиерейском Синоде были рассмотрены обращения от представителей других юрисдикций. В частности, рассмотрено письмо от некоего греческого старостильного митрополита Дионисия относительно возможности вступления в общение с РИПЦ представляемого им старостильного «синода» под председательством архиепископа Иаковоса. По утверждению митр. Дионисия, его группа ведет свое преемство от Архиепископа Авксентия (Пастраса). Состав их синода (из их письма, на английском языке): «Archbishop of Athens and all Greece Iakovos, Metropolitan of New Smyrna, Faliro, Piraeus and Islands Dionisios, Metropolitan of Heraklion and all Crete Alexandros, Metropolitan of Cyclades Arethas, Metropolitan of Avlida and all Evia Evaggelos».
Рассмотрев данное сообщение, Архиерейский Синод РИПЦ, в очередной раз выразив нежелание вмешиваться во внутренние дела поместной Греческой ИПЦ, в соответствии с определением предыдущего Синода РИПЦ от 06/19 декабря 2012 г. (Протокол № 2), принял решение отказаться от диалога с означенной группой и рекомендовать им обратиться в "хризостомовский" Синод Греческой ИПЦ под управлением Архиепископа Каллиника Афинского для урегулирования своего канонического положения и преодоления раскола в Греческой Истинно-Православной Церкви. Как известно, ранее в Синод РИПЦ поступали предложения от представителей других греческих старостильных групп (в частности от представителей «Бостонского Синода» (HOCNA), ведущего свое преемство от архиепископа Авксентия (Пастраса), от митрополита Димитрия из греческой старостильной группы, ведущей преемство от архиепископа Авксентия (Пастраса) и митрополита Дорофея (Тсакоса) и др.). Как было указано по этому поводу в Решении Архиерейского Синода РИПЦ от 06/19 декабря 2012 г. (Протокол № 2): «Архиерейский Синод РИПЦ не вмешивается во внутреннюю жизнь поместной Греческой Церкви и не ведет диалог с греческими группами, в разное время отделившимися от ИПЦ Греции. В дальнейшем, в случае обращения таковых в Архиерейский Синод РИПЦ с предложением о вступлении в общение, рекомендовать им обращаться в Священный Синод Истинно-Православной Церкви Греции под управлением Архиепископа Каллиника Афинского и всея Эллады».
Также Архиерейский Синод рассмотрел письменное обращение пяти румынских старостильных клириков из Румынии и Германии, выразивших желание вступить в общение с РИПЦ. Решением Синода дано поручение руководству Миссии Леснинского монастыря в Западной Европе связаться с румынскими клириками, выяснить их каноническое происхождение, экклесиологические воззрения и цель обращения в РИПЦ, после чего принять окончательное решение.
Кроме того, в ходе заседания состоялась встреча с прибывшим в Одессу для переговоров c членами Синода РИПЦ архимандритом из Абхазии (имя решено пока не разглашать), ранее принадлежавшим к Грузинской Православной Церкви, который выразил желание перейти с паствой под омофор РИПЦ. После подробного рассказа отца-архимандрита о своей служебной деятельности, состоялось обсуждение его канонического статуса и экклесиологических взглядов. Членами Синода отцу-архимандриту было предложено обратить серьезное внимание на вероисповедную сторону своего пребывания в экуменическом официальном православии, необходимость осознания пагубности соучастия в апостасийных процессах и ереси экуменизма, искреннего и деятельного покаяния в этом и принятия истинно-православной экклесиологии, после чего будет возможным продолжение диалога с РИПЦ.
Помимо этого, члены Синода рассмотрели прошение священника МП из Львовской области протоиерея Василия Гирняка о принятии под омофор РИПЦ. Из его письменного сообщения следует, что он исповедует себя священником-экзорцистом, активно использует методы экзорцизма в своей пастырской практике и «готов оказывать помощь в экзорцизме всем существующим Церквам».
По этому поводу Архиерейский Синод определил: «Отказать священнику МП Василию Гирняку в приеме в Русскую Истинно-Православную Церковь, поскольку его мировоззрение и пастырская практика противоречат учению и практике Святой Православной Церкви и являются грубой формой прелести. Поручить Епископу Савватию сообщить свящ. Василию Гирняку о решении Архиерейского Синода и попытаться объяснить свящ. Василию пагубность для его собственной души и для душ его пасомых практики экзорцизма, которую он активно применяет и пропагандирует».
На Синоде было отмечено, что при приеме в РИПЦ клириков из других юрисдикций необходимо проверять, испытывать приходящих, дабы под видом «овец» не проникали в ограду Истинной Церкви «волки». Как сказано в Священном Писании, «лучше имя доброе, неже богатство много» (Притч. 22:1). Поэтому в РИПЦ должны и далее предъявляться строгие канонические требования к каждому обращающемуся в ИПЦ клирику.
Кроме того, членами Синода было отмечено, что Истинная Церковь должна уделять усиленное внимание не столько внешней деятельности, сколько внутренней духовной жизни общин Церкви и Ее паствы.
В связи с этим на заседании Архиерейского Синода его члены особое внимание уделили опасности проникновения в Истинное Православие сектантских тенденций и необходимости бороться с ними внутри Церкви. В частности, по мнению членов Синода РИПЦ, такая опасность нередко исходит от сторонников крайне правых течений в МП, которые особенно подвержены сектантским настроениям, используют тоталитарные методы духовничества и лжестарчества, псевдоправославные практики и культы лжесвятых, не признанных Церковью, магическое понимание таинств и т.п. Переходя в ИПЦ, представители таких течений, как правило, не раскаиваются в своих заблуждениях и, под видом мнимой «ревности о чистоте православия», пытаются навязывать их всей Церкви, тем самым внося в ограду ИПЦ несвойственные ей и опасные псевдоправославные сектантские настроения. Таким образом они не только не пытаются перестроить и исправить себя под требования Истинной Церкви, но и, наоборот, Истинную Церковь пытаются перестраивать под себя и свои заблуждения, навязывая их другим. В связи с этим членами Синода была отмечена актуальность утвержденного Освященным Собором РИПЦ 16/29 октября 2008 г. соборного определения «Об опасности сектантства в Православии», необходимость его обязательного применения в церковно-приходской практике и борьбы с сектантскими проявлениями внутри Церкви, вплоть до применения канонических санкций к тем, кто отказывается внять увещаниям и определениям Русской Истинно-Православной Церкви.
В контексте этой проблемы на Архиерейском Синоде были рассмотрены вопросы неправославных, тоталитарно-сектантских методов духовничества иеромонаха Дамаскина (Михайленко) и перешедшего недавно из МП священника Владимира Короткова.
В частности, как известно, иером. Дамаскин (Михайленко) из Ростовской области в связи с многочисленными жалобами прихожан более пяти лет находился под следствием Церковного Суда РИПЦ за сектантско-тоталитарные методы духовничества, попытки разрушения семей, пострижения в монашество несовершеннолетних и состоящих в браке прихожан, и т.п. Некоторые из этих фактов даже стали предметом широкой огласки и смуты среди паствы. Не желая подходить поспешно и предвзято к данной проблеме, Архиерейским Синодом РИПЦ еще в 2008 г. была создана специальная Комиссия, которая пыталась подробно изучить все факты, опросить очевидцев и разобраться в происходящем. Не применяя жестких канонических санкций в надежде на исправление иером. Дамаскина, все эти годы правящий архиерей и Синод неоднократно пытались всевозможными каноническими способами образумить иером. Дамаскина (Михайленко) – сначала в частных беседах, затем в письменных обращениях и на заседаниях Архиерейского Синода, запретив ему самостоятельное совершение постригов и практику духовничества, а позже, из-за нежелания исправлять свои ошибки и нарушения, решением Синода он был запрещен в священнослужении впредь до раскаяния. Но и эти меры канонического вразумления не возымели своего действия. Вместо раскаяния, иером. Дамаскин, по сути, превратил доверенный ему монастырь в секту, а после запрещения в священнослужении учинил раскол. Кроме того, он захватил не принадлежащие ему монастырские строения, расположенные на частной территории и пребывающие в собственности игумении монастыря м. Венедикты, которую, из-за отказа переоформить на иером. Дамаскина свою часть собственности, последний насильно изгнал из ее дома с угрозами физической расправы.
По данному факту игуменией Венедиктой, в чьей частной собственности пребывают участок и строения монастыря, а также прихожанами, строившими на собственные средства данные монастырские строения и теперь не желающими, чтобы их труды и строения достались сектантам, был подан иск в суд по факту незаконности захвата мон. Дамаскиным чужой частной собственности.
Как известно, в связи с этим мон. Дамаскин (Михайленко) развернул в интернете клеветническую кампанию против РИПЦ, ложно утверждая, будто бы РИПЦ «судится с монастырем». На самом же деле, ни РИПЦ, ни Архиерейский Синод не имеют никакого отношения к данному судебному процессу, а с мон. Дамаскиным (Михайленко) по собственной инициативе судятся лица, в чьей частной собственности находятся упомянутые участок и строения, захваченные и незаконно удерживаемые им.
Детально рассмотрев данный вопрос, Архиерейский Синод констатировал факт образования тоталитарной псевдоправославной секты во главе с запрещенным в служении иером. Дамаскиным (Михайленко). В связи с его нераскаянностью и упорным нежеланием отказаться от лжеправославных сектантско-тоталитарных методов духовничества, неподчинением указам Синода, а также учитывая более чем 3-х летнее увещевание иеромонаха Дамаскина правящим архиереем, Архиерейский Синод РИПЦ постановил лишить иеромонаха Дамаскина (Михайленко) священного сана. При этом в Синоде было выражено сожаление, что так долго проявляли икономию по отношению к бывшему иеромонаху Дамаскину в надежде на его раскаяние и исправление, что себя не оправдало и привело к смущению и даже потере части паствы.
Кроме того, на Архиерейском Синоде был подробно рассмотрен и другой случай, без решительного вмешательства в который также есть опасность возникновения секты. На Синоде были выслушаны письменные обращения от прихожан из г. Зея Амурской области, в которых обращается внимание на неправославные тоталитарно-сектантские методы пастырства обратившегося из МП в 2010 г. священника Владимира Короткова.
По их свидетельствам, на приходе, изначально насчитывавшем более 60 человек, свящ. Владимир Коротков, по сути, создал секту, отсекает людей от Церкви, не допуская присоединения новых прихожан, отлучает от Церкви всех несогласных, накладывает проклятия, не допускает причащаться у других священников РИПЦ, принуждает сдавать деньги под запись под видом «десятины» и т.п. Попытки урегулировать конфликт на протяжении многих месяцев ни к чему не привели. Положение лишь усугубилось озлобленностью о. Владимира на правящего архиерея за то, что архиерей указал ему на пастырские ошибки и на недопустимость для православного пастыря методов психологического давления на паству, на превышение своих полномочий и т.п. В ответ на увещания и попытки мирного урегулирования конфликта священника с прихожанами, о. Владимир Коротков начал отлучать от Церкви несогласных прихожан, а правящего архиерея обвинил в «экуменическом общении с отлученными», то есть с несогласными с пастырством о. Короткова его бывшими прихожанами.
В итоге, в настоящий момент с ним осталось около 17 человек, большинство членов прихода отошло от него и создало отдельный приход, окормляемый священником РИПЦ протоиереем Виктором Бабицыным, приезжающим в Амурский край из Екатеринбурга.
Как отметил на Синоде правящий архиерей Архиепископ Тихон, «у о. Владимира прямая установка на создание тоталитарной секты. По сути, это и есть тоталитарная секта, наподобие секты, которую создал запрещенный иеромонах Дамаскин (Михайленко), их методы пастырства абсолютно схожи. Но у о. Короткова еще присутствует спекуляция эсхатологическими страхованиями и визионерство (например, как выяснилось, он неоднократно внушал прихожанам, что руководится непосредственно Духом Святым, называл себя Сыном Божиим и т.п.). Выяснилось, что в прошлом он был связан с криминальным бизнесом, также в прошлом он был тренером по каратэ (что и объясняет методы его пастырства в традиции восточных гуру, где от ученика требуется безпрекословное подчинение своему учителю) и секретарем местной комсомольской организации. Все это при присоединении к РИПЦ о. Владимир Коротков утаил».
Выслушав письменные обращения и свидетельства прихожан и заявления самого о. Владимира Короткова, Архиерейский Синод РИПЦ постановил: «За использование практики тоталитарных методов пастырства, не допустимых в Русской Истинно-Православной Церкви (см. соответствующее постановление Освященного Собора РИПЦ 2008 г.), за упорство и отказ мирно урегулировать конфликт на приходе, за отказ подчиниться указу правящего архиерея о почислении за штат» священник Владимир Коротков «запрещается в священнослужении впредь до покаяния». Кроме того, священнику Владимиру Короткову вынесено Синодом предупреждение, что в случае отказа подчиниться решению Синода и упорства он будет лишен священного сана на следующем заседании Архиерейского Синода.
Как было отмечено членами Синода РИПЦ, проникновение в Церковь сектантского духа должно пресекаться каноническими мерами, поскольку эта проблема несет прямую угрозу Истинному Православию. Ведь ИПЦ настолько малочисленна, что присоединение к Ней даже десятка таких экзальтированных лжестарцев и общин может привести к Ее разрушению изнутри. По этой причине необходимо более строго и требовательно относиться к подобным случаям. Ведь признак истинности Церкви, как живого организма, не в том, что в Ней не происходят человеческие нестроения и расколы, а в том, что Она способна вовремя исправлять допущенные ошибки, излечиваться и самоочищаться от подобных нестроений и чуждых элементов.
Относительно отошедшего от РИПЦ диакона Виктора Заводова было отмечено, что он уже несколько лет как был почислен за штат и не состоял в клире приходов РИПЦ, а потому объявления его на некоторых интернет-сайтах «видным деятелем РИПЦ» и «знаковым событием» в жизни РИПЦ являются явно преувеличенными.
На заседании Архиерейского Синода были рассмотрены и другие вопросы. Так, Архиепископ Тихон выступил с докладом о редактировании текста «Исповедания веры и отречения от ложных положений для клириков, приходящих из МП в РИПЦ». После продолжительного обсуждения и внесения поправок, Синод утвердил доработанный текст «Исповедания веры…», принятый Архиерейским Совещанием РИПЦ в 2003 г. Доработанный текст будет опубликован на ресурсах РИПЦ.
Также было рассмотрено прошение иеромонаха Тихона (Смыслина) и монахини Елизаветы (Колесник), составивших службу прп. Феодосию Кавказскому. Согласно их прошению, Синод постановил передать проект службы прп. Феодосию Кавказскому для рассмотрения в Синодальную Богослужебно-литургическую комиссию, а также внести в церковный календарь запись о прп. Феодосии: «Преподобноисповедник Феодосий Кавказский (Кашин, +1948)».
Выслушав доклад Епископа Савватия Винницкого о составлении церковного календаря и богослужебных указаний на 2014 год, Архиерейский Синод принял его предложения. В частности, решено поручить Епископу Савватию продолжить работу над подготовкой к печати церковного календаря и типикона на 2014 г. Также решено поблагодарить монахиню Емилию (Берестовскую) за ее многолетние труды по работе над составлением церковного календаря и богослужебных указаний.
Кроме того, по предложению Архиепископа Вениамина Черноморского и Кубанского, иеромонаху Тихону (Смыслину) поручено составление сборника ответов на основные вопросы, связанные со старообрядчеством.
Помимо вышесказанного, на Архиерейском Синоде был рассмотрен и ряд других вопросов, касающихся внутренней жизни Русской Истинно-Православной Церкви.
Заседание Архиерейского Синода закончилось пением молитвы «Достойно есть».