Предисловие редакции «Церковных ведомостей»:
В апреле н.г. патриарх МП Алексий II обратился с особым Посланием к Западно-Европейскому епископату различных юрисдикций, принадлежащих (по определению этого документа) к «традиции русского Православия в странах Запада», - в том числе и к архиепископу Амвросию РПЦЗ-Л. Помещаем текст этого Послания, а также интересный комментарий на этот «исторический документ» близкого к МП интернет-издания Портал- Credo.Ru.
Дабы нас не обвиняли в «предвзятости» и «фанатичности» - предоставим самим представителям МП комментировать Послание своего предстоятеля. Заметим лишь, что не случайно это Послание появилось после Собора РПЦЗ 2000 г., на котором был резко изменен прежний безкомпромиссный курс РПЦЗ и создана «Комиссия по единству Русской Церкви», и после Собора РПЦЗ 2001 г., на котором окончательно был отстранен от управления Церковью ее Первоиерарх Митрополит Виталий, по признанию самих сергиан – единственный за рубежом безкомпромиссный противник объединения с сергианской церковью (МП). Напомним также, что 13-16 ноября 2002 г. в Москве под патронатом патриарха Ридигера прошла «Вторая церковно-историческая конференция по истории Русской Православной Церкви в ХХ ст.», состоящая из авторитетных представителей МП и РПЦЗ-Л. На этой «конференции», заседания которой начинались совместными молебнами, был принят итоговый документ, в котором, в частности, говорилось: «… было выражено согласие, что представители Русской Православной Церкви в своей деятельности под игом богоборческих тоталитарных режимов вынужденно шли на компромиссы с властью. Тем не менее, и в этих трудных условиях Церковь сумела сохранить чистоту вероучения и каноническое устройство». Иными словами, делегацией РПЦЗ-Л советская церковь признана не только не отпадшей, но равноценной частью Русской Церкви, а также в заслугу МП вменено «сохранение чистоты вероучения и канонического устройства» «под игом богоборческих тоталитарных режимов», хотя МП и вынуждена была идти на компромиссы с властью. Т.е., проблема сергианства этим определением в очередной раз снята – а значит, на пути объединения МП и РПЦЗ стоят лишь административные препятствия, которые легко устранимы путем дальнейших переговоров…
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II
01 апреля 2003 г. 19034 Москва, Чистый пер. 5
№ 1378
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященному Антонию,
митрополиту Сурожскому
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященному Симону,
архиепископу Брюссельскому и Бельгийскому
Его Высокопреосвященству,
Высокопреосвященному Иннокентию,
архиепископу Корсунскому
Его Преосвященству,
Преосвященному Гавриилу,
епископу Команскому,
временно управляющему Архиепископией
Русских Православных церквей в Западной Европе
Его Преосвященству,
Преосвященному Амвросию,
епископу Женевскому и Западно-Европейскому
(Русская Православная Церковь Заграницей)
Всем православным приходам русской традиции в Западной Европе
Преосвященнейшие Владыки,
дорогие отцы, братия и сестры!
В текущие дни святой Четыредесятницы Нас не оставляет постоянные раздумья о будущем русского церковного наследия, традиции русского Православия в странах Запада.
Божией милостию, заступничеством Царицы Небесной, молитвами святых Новомучеников и Исповедников Российских, церковная жизнь в Отечестве ныне успешно возрождается во всей ее полноте. Конечно, не следует поддаваться искушению неуместного триумфализма; недостатков в устроении Святой Церкви с человеческой стороны еще очень много. Господь ждет от нас более глубокого покаяния, большей жертвенности, большей ревности о спасении и просвещении миллионов людей, хотя и крещеных, но не воспитанных с детства в православной вере. Однако искушения и слабости, которые можно усмотреть в церковном обществе на Родине, объясняются главным образом «болезнями роста». Весеннее пробуждение после долгой и лютой зимы насильственно насаждавшегося безбожия не может быть мгновенным и безпроблемным.
Картина меняется, когда мы обращаем взгляд к устроению церковной жизни наших соотечественников в рассеянии. Прежде всего, встает неизбежный вопрос: чем можно объяснить сегодня продолжающееся разделение разрозненных частей Русской Церкви? Ясно, что оно было порождено исторической трагедией русского народа, расколом общества в результате революционной катастрофы. И митрополит Антоний (Храповицкий – прим. ЦВ), и митрополит Евлогий (Георгиевский – прим. ЦВ) объясняли свое отстранение от полного единства с Церковью-Матерью на Родине лишь политическими, а не иными какими- либо причинами. Эти выдающиеся архипастыри, каждый по-своему, любили Россию, на которую им не суждено было вернуться, и верили, что церковное единство будет восстановлено, как только падет иго безбожия, тяготевшее над родной страной. Верили в это и их собратья, испытавшие на себе всю лютость гонений на Церковь в тогдашнем СССР. Верил и Святейший Патриарх Константинопольский Фотий, когда в 1931 году выражал свое мнение, что временное подчинение Константинопольскому престолу Русского экзархата в Западной Европе сохранится лишь «до тех пор, пока, Богу содействующу, будет восстановлено единство и единый образ Святой братской Русской Церкви». То же подтвердил и Святейший Патриарх Афинагор, когда в 1965 году благословил Экзархату русских приходов в Западной Европе вернуться в лоно Русской Православной Церкви.
Едва ли можно сомневаться, что ныне время для восстановления единства настало. Об этом Мы уже писали в братских посланиях Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею в сентябре минувшего года, а годом ранее - членам Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей. Теперь же почитаем благовременным обратиться с этим словом непосредственно к нашим соотечественникам: в странах Западной Европы и их духовным пастырям. Почему ныне, когда миновала година тяжких искушений, когда Церковь в Отечестве свободно совершает свое служение, а Россия стремится к восстановлению исторического преемства, церковное разделение не прекращается, хотя причины его давно упразднены? Почему мы не оправдываем надежд наших предшественников и духовных отцов?
Помимо причин, укорененных в человеческой греховности, есть и иные, более благословные вины. Внуки и правнуки эмигрантов «первой волны» ощущают себя людьми, вполне уже укоренившимися в странах своего нынешнего проживания, принимая активное участие общественной и культурной их жизни. Дорожа отеческим наследием, многие из нынешних носителей русской духовной традиции в Западной Европе хотели бы сохранить и те формы устроения церковной жизни, которые за долгие десятилетия постепенно вырабатывались в условиях, отличных от положения Церкви в России, хотя и на основе той же канонической традиции, выраженной в правилах Вселенских и Поместных соборов и святых отцов, традиции, проявившейся также в деяниях и постановлениях Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов.
Кроме того, приходы русского основания и русской традиции за минувшие годы приобрели многонациональный характер и ввели в широкое литургическое употребление местные языки, что со времен равноапостольных Кирилла и Мефодия составляет неизменную черту православного пастырского и миссионерского делания.
Ради того, чтобы иметь некую гарантию сохранения привычного уклада, часть наших соотечественников, пребывающих в странах Запада, а также и местных православных, входящих в состав общин русской традиции, выражает желание строить церковную жизнь по собственному уставу, обеспечивающему внутреннее самоуправление и избрание предстоятеля, при условии последующего утверждения такого избрания Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом Русской Православной Церкви.
Подобные пожелания высказывались, в частности, епархиальным съездом Сурожской епархии и находили выражение в проекте ее устава. Они также составили важнейшую часть заключений комиссии «Будущее Архиепископии Русских Православных церквей в Западной Европе», два года назад учрежденной почившим в Бозе архиепископом Евкарпийским Сергием. Такой порядок предусмотрен и действующим Уставом Архиепископии.
Принимая во внимание совокупность этих пожеланий, полагаю, что они могли бы быть осуществлены посредством образования в Западней Европе единого Митрополичьего округа, имеющего несколько епархий и включающего все православные приходы, монастыри и общины русского происхождения и русской духовной традиции, которые пожелали бы вступить в него. При этом имеется в виду дарование данному Митрополичьему округу прав самоуправления с избранием Предстоятеля собором округа в составе иерархов, клириков и мiрян на основе устава, который надлежит разработать при участии представителей всех групп православного русского рассеяния в западноевропейских странах.
До первых выборов Предстоятеля почитаем справедливым возложить попечение о новоучреждаемом Митрополичьем округе на Высокопреосвященного митрополита Сурожского Антония, несмотря на ранее выражавшиеся им пожелания об уходе на покой. Огромный пастырский опыт и признанный духовный авторитет всеми уважаемого Владыки послужит залогом успеха в новой организации жизни Русской Православной Церкви в Западной Европе.
В период до выборов, Преосвященные архиепископ Брюссельский и Бельгийский Симон, архиепископ Корсунский Иннокентий, епископ Команский Гавриил, епископ Женевский и Западно-Европейский Амвросий, а также архиепископ Керченский Анатолий, епископ Сергиевский Василий и епископ Клавдиопольский Михаил, сохраняя свои полномочия, приглашаются быть ближайшими сотрудниками и помощниками Владыки Антония. К участию в процессе объединения русского рассеяния, несомненно, должны быть приглашены на следующем этапе и Преосвященные архиепископ Берлинский, Германский и Великобританский Марк (Русская Православная Церковь Заграницей), архиепископ Клинский Лонгин, архиепископ Берлинский и Германский Феофан, архиепископ Венский и Будапештский Павел, чтобы и на страны Центральной Европы распространить восстановление церковного единства.
Надеемся, что самоуправляемый Митрополичий округ, объединяющий всех верных русской православной традиции в странах Западной Европы, в угодное Богу время послужит основанием грядущего канонического устроения многонациональной Поместной Православной Церкви в Западной Европе, созидающейся в духе соборности всеми православными верующими, пребывающими в этих странах.
С любовью призываю всех вас, дорогие Владыки, отцы, братия и сестры, потрудиться в великом деле уврачевания тягостного разделения русского рассеяния. Господь любви и мира да благословит ваши усилия.
+ АЛЕКСИЙ
ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Комментарий:
Версия для печати.
Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru
08-04-2003 20:54
Митрополия воссоединяющихся
Процесс «воссоединения разделенных частей Русской Церкви», о котором церковная общественность постоянно говорит, по крайней мере, с начала 1990-х годов, похоже, выходит на финишную прямую. Сегодня опубликовано официальное письмо Патриарха Алексия II, в котором предлагается конкретный путь преодоления церковных разделений, возникших в эмигрантской среде в 1920-30-е гг. Путь этот - создание полунезависимого Митрополичьего округа, объединяющего все "ветви" Русской Церкви, под формальным руководством Московской патриархии и с перспективой предоставления автокефалии в обозримом будущем. Проект, да еще и озвученный официально, что и говорить, сенсационный!
В минувшее десятилетие, как в официальных документах высшего священноначалия, так и в церковных кулуарах, обсуждались разные модели «восстановления церковного единства». Причем периоды потепления в отношениях с «нашими православными соотечественниками, в силу исторических оказавшимися вне канонического единства с матерью- церковью», сменялись периодами конфронтации. Еще в начале 1990-х годов Синод РПЦ МП предложил Синоду главной независимой от Москвы "ветви" Русского Православия - РПЦЗ - объединиться на правах полной автономии зарубежных епархий и приходов. То есть оставить все как есть, но ввести лишь поминовение Патриарха Московского, чтобы не было "соблазна" и чтобы сделать невозможным открытие "альтернативных" приходов в России под омофором РПЦЗ. Затем об автономии говорить перестали, перейдя на более жесткий тон: в январе 2001 года Патриарх Алексий II прямо сказал, что если "зарубежники" намерены и дальше тянуть с объединением, то ни на какие уступки "матерь-церковь" больше не пойдет, будет принимать их по всей строгости канонического закона.
Что касается РПЦЗ, то интеграционные процессы здесь постоянно разбивались о камень консервативной позиции митрополита Виталия (Устинова), который совершенно исключал возможность "исправления" Московской патриархии. Наконец, в 2001 году большинство архиереев РПЦЗ отстранило митрополита Виталия от управления Церковью, избрав новым первоиерархом настроенного на объединение с РПЦ МП митрополита Лавра. Консервативная часть РПЦЗ, главой которой остается митрополит Виталий, все более маргинализуется, причем теперь усилиями не только "патриархийной пропаганды", но и самих либеральных "зарубежников". Естественно в таких условиях ожидать, что "объединительный процесс" начнет продвигаться семимильными шагами. Нынешнее патриаршее письмо полностью оправдывает эти ожидания.
По сути, письмо призвано убить, как минимум, двух зайцев. Во- первых, оно направлено на подавление центробежных тенденций в Сурожской епархии (Великобритания), большинство духовенства и мiрян которой хочет самостоятельно избрать преемника уходящему на покой митрополиту Антонию (Блуму) и не хочет безмолвно принимать назначенца из Москвы. Последний съезд этой епархии почти прямо намекнул Москве: если патриархия не будет считаться с мнением клира и мiрян, то нетрудно и более "демократическую" юрисдикцию найти. Во-вторых, в Западной Европе сложились наиболее благоприятные условия для присоединения к РПЦ МП независимых от нее русских церковных юрисдикций - РПЦЗ и Парижской архиепископии Константинопольского патриархата ("евлогиан"). Есть реальная возможность начать решение проблемы "карловацкого" и "евлогианского" расколов именно с Западной Европы. А там и остальные части света подтянуться, следуя передовому опыту.
Чем обусловлена эта возможность? Тем, что епархиальные структуры РПЦЗ и "евлогиан" в Западной Европе сейчас практически не имеют постоянного руководства. Глава Парижской архиепископии владыка Сергий умер в начале нынешнего года, а глава Западно-Европейской епархии РПЦЗ епископ Амвросий давно и тяжело болен. Фактически, европейскими делами РПЦЗ ведает архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт), который давно и последовательно выступает за "воссоединение" с РПЦ МП. Митрополит Антоний (Блум), которому поручено, на первых порах, возглавить новую "митрополию воссоединяющихся", пользуется большим авторитетом в русской церковной эмиграции - фигуры равного масштаба, пожалуй, уже и не осталось среди русских архиереев за рубежом. Так, уходя на покой, митрополит Антоний призывается уже одним только своим именем решить важную историческую проблему, что, может быть, и станет его главным вкладом в историю Русского Православия.
Однако, "за скобками" триумфального процесса воссоединения остается одна очень важная проблема, которая обязательно даст о себе знать если не сейчас, то завтра или послезавтра. А именно: вопреки тому, что написано в патриаршем письме, в основе русского церковного разделения за границей лежат не только «сугубо политические причины» (хотя на них и сосредоточено основное внимание историков). Разрывая общение с митрополитом Сергием (Страгородским), митрополит Антоний (Храповицкий) указывал на глубокую нравственную неправду выбранной первым главой РПЦ МП церковно-политической линии. Эта неправда была сопряжена и с массой канонических нарушений, которые позже привели и к таким богословски сомнительным явлениям как "богословие революции", экуменическая "теория ветвей", "православный папизм". Эти явления вызывают большой соблазн среди самой паствы РПЦ МП в России, подрывают ее внутреннее единство, ведут к взаимному отчуждению иерархии и "церковных масс". Но почему-то ни Юбилейный Собор 2000 года, ни хотя бы Синод РПЦ МП не нашли в себе сил отмежеваться от этих явлений, покаяться в них. Конечно, для полноценного выправления "перегибов истории", которые привели к "перегибам в вере", необходим полноценный Поместный Собор. Но именно его фактически отменил Собор 2000 года.
© Портал-Credo.Ru, 2002-2003.