Поиск

РЕПОРТАЖ: Неизвестная Церковь. Международная конференция "Церковное подполье в СССР" прошла в Чернигове 18-20 ноября 2011 г. Часть первая

Мониторинг СМИ

РЕПОРТАЖ: Неизвестная Церковь. Международная конференция "Церковное подполье в СССР" прошла в Чернигове 18-20 ноября. Часть первая
 
 

Для людей, так или иначе связанных с "истинно-православным дискурсом", форум, проходивший на прошлой неделе в помещениях Черниговской областной универсальной научной библиотеки имени В.Г. Короленко, стал явлением беспрецедентным и историческим. Действительно, еще нигде и никогда не собирались вместе, причем в академической атмосфере, десятки ученых из разных стран, изучающих подпольную, гонимую Церковь в СССР, и представители самих "осколков" этой Церкви. Хорошо ощущалось, как оба этих мощных потока направились навстречу друг другу: ученые, отказавшиеся от советских клише и запретов нынешней церковно-исторической науки, и люди церковные – клирики, активные миряне, - все больше соотносящие свою верность Истинной Церкви с научными методами исследования ее истории и предания.

Символично и то, что конференция собралась накануне дня памяти отцов и исповедников Катакомбной Церкви, привязанного ко дню расстрела в 1937 г. двух ярчайших светильников русской ИПЦ – митрополитов Петроградского Иосифа (Петровых) и Казанского Кирилла (Смирнова). При этом, замечали многие участники, Россия, где пострадало большинство Новомучеников, о христианском будущем которой они молились, остается глуха к их подвигу, самодовольно отказываясь извлечь из него покаянные уроки, и поэтому Украина становится ближайшим к Москве местом, где можно честно и непредвзято говорить об истории и наследии Катакомбной Церкви.

Главным организатором конференции выступил Черниговский национальный педагогический университет имени Т.Г. Шевченко (ЧНПУ) при участии Кестонского института (Оксфорд, Великобритания) и при поддержке Черниговской областной государственной администрации Украины. Рабочими языками конференции были украинский, английский и русский, на котором и прозвучало большинство докладов.

Основная часть работы форума проходила в большом читальном зале библиотеки в окружении стендов и витрин с рукописями, фотографиями, богослужебными предметами из катакомбных общин, а также с книгами, изданными в разных странах и посвященными Русской Катакомбной Церкви, и с афишами, повествующими о деятельности Кестонского института.

Конференцию открыл проректор ЧНПУ Валентин Панченко, который назвал форум экстраординарным событием в истории университета. По его словам, тема церковного подполья в СССР лишь недавно стала изучаться в основном зарубежными учеными, и только в последние годы, уже в XXI веке, на нее обратили некоторое внимание отечественные исследователи. "Тема эта вышла из церковных рамок на научный уровень, - отметил Валентин Панченко, - что сделало возможным проведение такой конференции на территории бывшего Советского Союза". Проректор признался, что он сам "был участником церковного подполья" - его учила молитве бабушка, которая переписывала церковные книги.

Директор библиотеки Инна Алиференко в своем приветствии выразила надежду, что конференция станет "очередным шагом по увековечению церковных жертв советского периода".

Слово для приветствия от лица самих участников форума его организаторы дали церковному историку и философу Льву Регельсону, автору знаменитой книги "Трагедия Русской Церкви", впервые изданной в Париже в 1975 г. (при том, что сам автор оставался в СССР). Он обратил внимание на отсутствие в современной Церкви реального почитания Новомучеников и жертв советского террора против Церкви и на то, что до сих пор "не извлечено уроков из истории церковного подполья".

Член Московской Хельсинкской группы, клирик Костромской епархии РПЦ МП протоиерей Георгий Эдельштейн напомнил о днях церковного календаря, на которые приходится проведение конференции, назвав ее небесными покровителями святых священномучеников митрополитов Иосифа и Кирилла, расстрелянных в Казахстане 7/20 ноября 1937 г. Между прочим, Московский патриархат до сих пор отказывается признать святым мучеником митрополита Иосифа, которого основатель современной РПЦ МП митрополит Сергий считал (кстати, наравне с почитаемым в РПЦ МП митрополитом Кириллом) "безблагодатным раскольником". В заключение о. Георгий сделал замечание своим собрятьям-священникам, пришедшим на заседание без ряс и наперсных крестов. "Мы обязаны свидетельствовать даже своим видом", - сказал он.

Узник совести СССР, лишенный свободы за свою веру уже в 1970-е гг., Александр Огородников заметил, что послевоенный период жизни Катакомбной Церкви фактически вычеркнут из официальной церковной истории – о нем невозможно ничего прочесть в учебниках, по которым учатся студенты духовных школ РПЦ МП. Московская патриархия, а вслед за ней и так называемая "светская" церковно-историческая наука в России решили считать, что история Катакомбной Церкви прекратилась с переходом в 1945 г. в РПЦ МП епископа Афанасия (Сахарова), а всех православных, оставшихся в нелегальных общинах после этого, именует "сектантами", "изуверами" и антисоветским подпольем. "Получается, - продолжил Александр Огородников, - что в 1917 году Церковь потерпела историческое поражение, а теперь, не осмыслив и не восприняв опыта катакомб, мы возрождаем тот самый кризис, который и привел синодальную Церковь к историческому поражению".

Директор Кестонского института Ксения Деннен, прекрасно владеющая русским языком, познакомила собравшихся с историей этого ведущего центра изучения Катакомбной Церкви в СССР и рассказала о судьбе его архива, находящегося ныне в Бэйлорском университете в штате Техас, США.

Секретарь оргкомитета конференции Виталий Шумило, староста черниговской общины РИПЦ и главный редактор журнала "Вера и жизнь", немало потрудившийся для организации форума, приветствуя его участников, напомнил, что "тема церковного подполья в СССР впервые обсуждается на научной конференции", равно как и "выставки на эти темы еще не проводились на территории бывшего СССР".

С большим и очень трогательным рассказом о своей жизни выступил почтенный президент Кестонского института, англиканский священник Майкл Бурдо. Мы воздержимся от подробного пересказа его речи, тем более что вскоре она целиком будет опубликована нашим Порталом. Приведем лишь один, "переломный" ее фрагмент. Летом 1964 года, находясь в Москве, Бурдо узнал, что на Преображенской площади только что взорвали собор, где почти 20 лет размещалась кафедра покойного уже к тому моменту митрополита Николая (Ярушевича), к концу войны – второго лица в Московской патриархии. Приехав на место, иностранец увидел высокий забор, из-за которого виднелись груды строительного мусора. Навстречу Бурдо, подтягиваясь и пытаясь рассмотреть что-то за забором, шли две пожилые женщины. Майкл первым заговорил с ним, спросив, знают ли они, что здесь произошло. Женщины обрадовались, встретившись с иностранцем, и пригласили его к себе домой, за город. Там и выяснилось, что это те самые защитницы Почаевской лавры, письмо которых уже каким-то образом попало на Запад, и было опубликовано. "Вы должны стать нашим голосом там", - сказали женщины Майклу Бурдо, для которого эти слова превратились в девиз на всю жизнь, вдохновляя его на создание и работу Кестонского института.

Ксения Деннен напомнила более точную хронологию: в 1966 году в СССР началось диссидентское движение, а в 1969-м был создан Кестонский институт, имевший явно правозащитную направленность. С 1973 г. институт издает журнал "Религия в коммунистических странах", поддерживая борьбу за свободу религии и защищая преследуемых. Благодаря знаменитому письму священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана, при помощи Кестонского института, Генеральная ассамблея Всемирного совета Церквей в Найроби в 1975 году заговорила о нарушении религиозной свободы в СССР. Посредством института, вспоминала Ксения Деннен, Христианский комитет защиты верующих, созданный о. Глебом Якуниным и группой его единомышленников, передал на Запад 423 документа о гонениях на верующих.

Профессор из Киева Алла Киридон посвятила свой доклад современному историографическому взгляду на Истинно-Православную Церковь. Более или менее все исследователи согласны в том, что такая Церковь существовала в СССР в 1920-40-е гг., еще точнее – в межвоенный период. Ее самоназвание возникло еще в начале 1920-х, при жизни Патриарха Тихона, однако получило широкое хождение лишь после "декларации" митрополита Сергия 1927 г. Относительно послевоенной истории ИПЦ, продолжала профессор, среди исследователей нет единства. Большинство исследований об ИПЦ страдают слабой связью с работами предшественников и отличаются регионализмом. Кроме того, тема ИПЦ не разработана как самостоятельное направление исследований, а существует в контексте "большой" церковной истории РПЦ МП. В связи с этим, историографический канон, сложившийся для описания групп ИПЦ, незначительно изменился после советского периода, а большую часть источниковой базы составляют рассекреченные документы Службы безопасности Украины, поскольку российские архивы в последнее время прекратили рассекречивание, а напротив, засекретили массу ранее рассекреченных материалов, касающихся сталинских и более поздних репрессий.

Особое внимание участников конференции было привлечено к выступлению петербургского профессора Михаила Шкаровского, известного не только в качестве "первооткрывателя" темы "иосифлянского движения" и правой оппозиции Московской патриархии, но и в качестве сотрудника самой этой патриархии (в частности, профессор входит в комиссию по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии РПЦ МП). Его доклад назывался "История Истинно-Православной Церкви в Украине в 1920-40-е гг.". Обратила на себя внимание манера чтения: у Михаила Шкаровского не было перед глазами ни текста, ни каких-либо шпаргалок, глядя куда-то в пространство, он спокойно излагал логически выстроенное обилие фактов, дат и имен.

Говоря о высоте духовного подвига катакомбных христиан, Шкаровский признался в том, что никогда не был сторонником митрополита Сергия (Страгородского) и, тем более, не считал для себя авторитетной книгу митрополита Иоанна (Снычева) о "правых расколах" в РПЦ МП. Также профессор приоткрыл завесу тайны, рассказав о некотором споре между епархиальной и синодальной комиссиями по канонизации святых: если Санкт-Петербургская епархия РПЦ МП предлагала прославить митрополита Иосифа и его последователей-"иосифлян", пострадавших за веру, то синодальная комиссия этих кандидатов отвергла. В РПЦ МП сложилась весьма парадоксальная картина: вошедшая в ее состав часть РПЦЗ продолжает почитать митрополита Иосифа и "иосифлян", канонизированных ею в 1981 г., а Московская патриархия этого почитания не одобряет, подозревая таких мучеников в "расколе".

По мнению профессора Шкаровского, термин "Истинно-Православная Церковь" появился в начале 1920-х гг. и отнюдь не в ГПУ, но при своем появлении он имел другое значение, нежели после "декларации" 1927 г. "Иосифляне" стали наиболее сплоченной и организованной "ветвью" ИПЦ на фоне других ее разновидностей благодаря личности митрополита Иосифа, продолжил докладчик. Если "иосифлянство" получило распространение практически во всех епархиях Российской Церкви, то остальные группы ИПЦ имели более локальный характер. По сведениям докладчика, к "иосифлянам" в конце 1920-х гг. себя относили около 40 епископов. В письмах митрополита Иосифа очень активно используется термин "Истинно-Православная Церковь" как раз в нынешнем его значении – противопоставления "сергиевской ориентации". В документах ОГПУ термин "ИПЦ", заметил Михаил Шкаровский, появляется только в 1928 г., и его употребление в них вторично по отношению к церковному, однако карательные органы использовали термин в расширительном значении.

"Нельзя отождествлять ИПЦ с катакомбным движением", - таким был следующий тезис профессора Шкаровского. Катакомбными, по его мнению, следует называть все церковные группы, которые находились в СССР на нелегальном положении, включая сторонников митрополита Сергия. Изначально "иосифляне" не планировали переходить на подпольное положение, а искали "третий путь" - на правом фланге (если считать, что левый занимали обновленцы, а центр – сергиане). Не по своей воле, а в результате закрытия практически всех их храмов, они вынуждены были стать катакомбниками. Следуя устоявшейся в РПЦ МП концепции, профессор Шкаровский относит окончание "иосифлянского" движения к середине 1940-х гг., хотя в его же публикациях можно прочитать немало сведений об "иосифлянских" пастырях, доживших до конца 1980-х. Тем более значительное число "иосифлян" сохранялось в 1950-60-е гг. В качестве центров "иосифлянства" в Украине Михаил Шкаровский выделил Харьковскую, Сумскую, Днепропетровскую, Киевскую епархии и Донбасс. В стране насчитывалось более 100 "иосифлянских" общин и, как минимум, 4 архиерея. Вплоть до 1934 года в Киеве действовало два легальных "иосифлянских" прихода. По словам профессора, деятельность киевских "иосифлян" была наиболее тесно связана с их церковным центром в Ленинграде, причем подпольные общины в Киеве пережили немецкую оккупацию и сохранились после возвращения красных.

(Продолжение следует)

Александр Солдатов,
"Портал-Credo.Ru"

www.portal-credo.ru/site/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
«Церковная Жизнь» — Орган Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви.
При перепечатке ссылка на «Церковную Жизнь» обязательна.