13/26 октября 2008, Свв. Отцев 7-го Вселенского Собора
Доклад Председателя Архиерейского Синода РИПЦ
на открытии Освященного Собора
Дорогие о Господе собратья-архипастыри, отцы-пастыри, братья и сестры.
Милостью Божией мы собрались на Освященный Собор Русской Истинно-Православной Церкви в трудный, исторический период жизни Русской Церкви, да и мiра в целом. Без преувеличения, это воистину так. Не нужно приводить много доказательств того, что мiр явно приближается к своему концу, о чем нас предупредил Сам Господь Иисус Христос в Своем Евангелии, о чем предупреждали святые апостолы, и особенно апостол Иоанн Богослов в Апокалипсисе. Наблюдая повседневную жизнь, православный человек не может не замечать, какие глубокие перемены происходят в обществе, как нравственно деградирует человечество. Если же внимательно присмотреться к тем событиям, которые происходят на уровне мiровой политики, то невозможно не заметить, что все делается для того, чтобы подготовить мiр к очень скорому приходу «сына погибели».
На церковном языке этот процесс называется «апостасией», то есть постепенным и полным отступлением человечества от Правды и Истины Христовой, а в конечном итоге – от Бога. И принятием вместо Богочеловека Христа – антихриста как человекобога. Об этом писали святые отцы Церкви. Об этом очень хорошо написал выдающийся богослов Зарубежной Русской Церкви протоиерей Борис Молчанов, проницательный и глубокий церковный мыслитель. Рекомендую перечитать его работу «Эпоха апостасии» и освежить в памяти то, о чем он писал в 60-х годах, и что сегодня, уже на наших глазах практически полностью сбылось... И процесс этот, увы, неумолимо продолжается.
Считаю необходимым об этом сказать, чтобы все мы четко понимали, в какое время мы живем и, следовательно, понимали, почему произошло такое ошеломляющее, подобно звездопаду, у всех у нас на глазах падение архиереев Зарубежной Церкви в унию с советской патриархией.
Какова же, вкратце, характеристика эпохи апостасии? Почему происходит отступление человека – и общества в целом – от Бога и Его Истины?
Главные качества, необходимые православному христианину, а именно преданность и верность, – прежде всего преданность и верность Истине, – в нынешнее время, к сожалению, не в чести. Эти качества считаются анахроничными и ненужными. Сейчас для многих главное не верность, а «умение лавировать», способность любой ценой отстаивать собственные интересы. Тот, кто предает другого, в современном апостасийном мiре часто оказывается победителем и получает личные выгоды, поэтому и идет на предательство не только ближнего, но и самой Истины.
Главное – не смирение, а гордость, честолюбие и лживость. Не мудрость и доброта – а хитрость. Не милосердие, безкорыстие и жертвенность – а черствость (часто граничащая с жестокостью) и эгоизм. Неудивительно поэтому, что чаша страданий всего человечества так преисполнена – ведь даже между самыми близкими людьми можно встретить и предательство, и зависть, и подлость. Все чаще мы слышим о страшных примерах злобы и ненависти, доходящей даже до убийства.
И во всем этом, как основа, как стержень, вокруг которого формируется предательство – лежит ложь.
Великий христианский мыслитель Епископ Игнатий (Брянчанинов) так пишет об этом: «В средство погубления человеческого рода падшим ангелом употреблена была ложь (Быт. 3, 13). По этой причине Господь назвал диавола ложью, отцом лжи и человекоубийцею искони (Иоан. 8, 44)».
Этим самым Господь четко определил ложь именно как человекоубийство, потому что в духовном мiре убийство понимается более широко: это не только убийство тела, но, прежде всего – убийство души для Вечной жизни. И в основе такого убийства всегда лежит обольщение, прельщение, то есть ложь. А отступление от Бога, от Истины – это и есть духовная смерть.
Увы, процесс отступления (апостасия) не обходит стороной и Церковь, поскольку мы, люди – члены Церкви – живем в апостасийном мiре, и вольно или невольно этот процесс затрагивает каждого из нас.
Особенно действенно это сейчас, с изобретением и массовым внедрением новейших электронных технологий общения и средств информации, которые, за редким исключением, способствуют проникновению в ум, сердце и душу человека “вирусов” информационной лжи. Об этом нужно говорить прямо, потому что современный человек, даже православный церковный человек, почти на каждом шагу сталкивается с дезинформацией, а зачастую и с откровенной ложью. Насколько же глубоко человек принимает, или наоборот, отвергает влияние апостасии на его душу – зависит от его собственной воли, от того, способен он идти на компромисс с совестью, или нет. Иными словами, способен ли православный человек примириться в своем сердце с ложью, или не способен. Именно в этом заключается суть сергианства, то есть в готовности человека к компромиссам с ложью. Поэтому сергианином можно стать, даже не принадлежа к сергианской церкви, даже не живя в СССР.
И мы видим, что даже такой оплот Правды и Истины, как Русская Зарубежная Церковь, которая была примером и надеждой для всех истинно-православных христиан во всем мiре, – в лице своих архиереев пал. Примеры лжи этих архиереев-апостатов, подготовивших и осуществивших унию с МП, приводить сейчас не буду, вы их знаете, потому что многое происходило у всех на глазах.
То есть нужно четко понимать, что падение архиереев и части духовенства и паствы РПЦЗ в унию с советской церковью – это одна из ступеней процесса апостасии. Задумаемся об этом серьезно: Церковь, бывшая многие десятилетия оплотом противления сергианству, не под дулом чекистского нагана, не в безбожном СССР, а в так называемом “свободном мiре” заражается духом сергианства и добровольно растворяется в нем. Что явилось первопричиной ее падения? – Духовное расслабление и как следствие – потеря способности различения духов, то есть умения отличить истину от лжи. Когда граница между правдой и ложью в сознании человека стирается, тогда человек становится способным пойти на компромисс с ложью. Это касается не только отдельного человека, но и целого церковного сообщества. Поэтому пример Зарубежной Церкви да будет грозным предостережением для нас – да не обольстимся нашей мнимой праведностью, да не превознесемся. Будем всегда помнить, что не по заслугам мы пребываем в Истинной Церкви, а по милосердию Божию. И что заразиться сергианством и сделаться солью обуявшей очень легко, от этого не застрахован никто. Устоять в истине и в истинной Церкви можно только при одном условии – не допускать в своей совести компромисса с ложью.
Понимая это, легче разобраться в происходящем и выбрать для себя правильное решение. А делать жизненно важный выбор человеку приходится не только в случае таких больших катаклизмов, как отпадение Церкви от Православия, но значительно чаще – в повседневной жизни почти каждый день. Как сказал Епископ Феофана Затворник: нужно всегда внимательно наблюдать за тем, как сделать каждый следующий шаг.
Только при этом всегда нужно помнить, что от такого выбора зависит не только наше материальное благополучие или душевный комфорт. От этого выбора зависит самое главное, ради чего человек приходит в жизнь – его участь в Вечности. Иными словами – спасение или гибель собственной безсмертной души. Поэтому выбор этот должен быть не поспешным, не легкомысленным, а осознанным, трезвым и серьезным.
Мы знаем, что спасение возможно только в Церкви. Причем – в Церкви Истинной. Каковы же признаки Истинной Церкви? Их много, но остановимся на главных, основополагающих признаках, без которых никакая церковная группа не может быть Церковью Христовой.
В одной дореволюционной книге, переизданной в 1960-е годы по благословению Первоиерарха РПЦЗ Владыки Анастасия, были указаны эти основополагающие признаки «Истинной Святой, Соборной, Апостольской Православной Церкви:
1. В этой Церкви исповедуются те догматы, которые исповедуются Православной Церковью.
2. В этой Церкви соблюдаются те Каноны и Правила Церкви, которые созданы и переданы нам Вселенскими Соборами и Святыми Отцами.
3. В этой Церкви существует преемственная, законная, истинно церковная власть.
Никакое повреждение догматов недопустимо, никакое самочинное повреждение Правил Церкви недопустимо, никакой самочинный захват церковной власти недопустим.
При любых испытаниях Церкви эти три основания всегда должны быть незыблемы в Ней.
Ни ради чего нельзя повреждать догматы, ни ради чего нельзя отрицать устава, ни ради чего не может быть приемлема незаконная церковная власть». Вот на эти последние слова из дореволюционной церковной книги я хочу обратить ваше особое внимание, потому что сегодня они актуальны как никогда.
Поэтому, повторюсь, очень важно для спасения понимать: принадлежишь ты к Истинной Церкви, или нет. Для многих православных христиан этот вопрос чрезвычайно актуален. Особенно сейчас, после падения в унию с советской патриархией части Зарубежной Церкви и утратой Зарубежной Церковью канонического епископата и законного Церковного Управления.
По словам преподобного Антония Великого, правильный духовный ответ христианин сможет найти, обладая смиренномудрием, ибо оно, по словам великого подвижника Церкви, помогает миновать обольстительные сети диавола и отличить ложь от Истины, а Церковь – от искусственной подделки под Нее. Заметьте, что не просто смирение, а именно смиренномудрие, то есть смирение, соединенное с мудрым рассуждением. А рассуждение, как мы знаем, является одной из высших христианских добродетелей.
Кроме того, чтобы иметь твердое убеждение, что мы находимся именно в Истинной Церкви Христовой, надо всегда помнить о святости Церкви. И если мы увидим малодушие, лукавство, хотя бы малейшую ложь в основании той или иной церковной группы, то значит, здесь нет Истинной Христовой Православной Церкви. Никогда Святая Православная Церковь не строилась на лжи, на неправде. Церковное благополучие никогда не проистекало от лицемерия, не покупалось ценой измены Христу, уклонением от исповедничества, от жертв и от мученичества. Потому что, повторю еще раз слова Святителя Игнатия (Брянчанинова), ложь есть убийство, а значит, не может лежать в основании Вечной Жизни, началом которой на земле является Истинная Церковь.
***
Теперь же, дорогие собратия, понимая, в какое трудное время Господь судил нам жить, мы сможем правильно оценить все происходящее в Русской Церкви и с Божией помощью дать этим явлениям православную оценку.
Вот основные события прошедших лет:
1. Синод митрополита Лавра от имени Зарубежной Церкви подписал унию с Московской патриархией. Это событие исторического значения, так как после него РПЦЗ фактически прекратила свое независимое существование. Нужно учитывать, что Синод РПЦЗ (управляемый в то время митрополитом Лавром) с момента Собора РПЦЗ 2001 г. утратил легитимность, и поэтому, с точки зрения строго канонической, с октября 2001 г. он не является законным церковным управлением Зарубежной Церкви. Соответственно, все его деяния не имеют канонической силы, так же как не имели канонической силы в 20-е годы решения про-обновленческого ВЦУ, которое было создано после ареста Патриарха Тихона с целью объявления себя законной Высшей Церковной властью Поместной Российской Церкви. Важно уяснить и правильно понять этот момент, он принципиален для канонического бытия Истинной Русской Церкви, поскольку касается вопроса о каноническом преемстве Высшей Церковной власти после падения в 2001 г. Синода РПЦЗ.
2. Канонический епископат Катакомбной Церкви в России был восстановлен с помощью РПЦЗ в 1982 г., когда с благословения Митрополита Филарета и по решению Архиерейского Собора был тайно рукоположен для Катакомбной Церкви архимандрит Лазарь (Журбенко), будущий Архиепископ Лазарь. В 1990 г. для нашей Церкви был рукоположен Епископ Вениамин. Их Ставленнические грамоты свидетельствуют о том, что оба архиерея были рукоположены именно для Катакомбной Церкви, а не для приходов или епархий РПЦЗ в России. Ставленническая грамота – документ безспорный, непререкаемый.
В 1993 г., когда коммунизм в России пал, Архиепископ Лазарь зарегистрировал Устав РИПЦ, где четко сказано, что РИПЦ является наследницей той части Поместной Русской Церкви, которая с 1927 г. находилась в подполье, то есть Катакомбной Истинно-Православной Церкви, что она самостоятельна в своем управлении и является по отношению к РПЦЗ «Церковью-сестрой», то есть такой же равночестной частью Поместной Русской Церкви. В 1998 г. Собор РПЦЗ утвердил этот Устав, и в то время это ни у кого не вызывало возражения. Обращаю на это внимание потому, что сейчас наши бывшие собратия, а ныне противники РИПЦ, утверждают, что РИПЦ не является канонической наследницей Катакомбной Церкви и что она всегда была лишь российской частью РПЦЗ.
3. В 1994 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ был учрежден канонический орган управления епархиями и приходами РИПЦ в России – Архиерейское Совещание Российских Преосвященных, Председателем которого стал Архиепископ Лазарь. Учреждение Архиерейского Совещания было важной вехой истории Катакомбной Церкви, потому что уже тогда несколько влиятельных архиереев Зарубежного Синода (архиепископ Марк, архиепископ Лавр и др.) стремились к полному подавлению Катакомбной Церкви и растворению ее в РПЦЗ. Взаимоотношения российских преосвященных с этими архиереями были очень напряженными, и, несмотря на то, что Архиерейское Совещание было подотчетно Синоду РПЦЗ, но учреждение даже такого, подотчетного РПЦЗ Совещания, было большим достижением Архиепископа Лазаря в деле сохранения самостоятельности Катакомбной Церкви. Как показало время, учреждение Архиерейского Совещания РИПЦ было промыслительным: после отпадения Собора архиереев РПЦЗ в 2001 г., Архиерейское Совещание Российских Преосвященных, в соответствии с Указом Патриарха Тихона №362, осталось единственным каноническим органом Церковного управления в Истинной Русской Церкви, в РПЦЗ и РИПЦ. Стала ясной теперь и жесткая позиция вышеуказанных архиереев РПЦЗ по подчинению и растворению Катакомбной Церкви – в условиях подготавливающейся унии с Московской патриархией Катакомбная Церковь становилась не просто помехой в униоальных переговорах: в случае ее сохранения она оставалась бы последним каноническим оплотом Поместной Российской Церкви; что, в итоге, и произошло. Ясно, что такая Церковь в России (которая никогда не пойдет на унию с МП), униатам была не нужна и более того – мешала им в достижении их цели.
4. Антиканонические и, по сути, раскольнические решения Собора РПЦЗ 2001 г. не признали законный Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Виталий, Председатель Архиерейского Совещания РИПЦ Архиепископ Лазарь Одесский и Тамбовский, член Совещания РИПЦ Епископ Вениамин Черноморский и Кубанский. В своих действиях они руководствовались 15-м правилом Двукратного Константинопольского Собора.
Эти архиереи, сохранив верность исповедническому курсу Катакомбной и Зарубежной Церкви, представляли собой законный Архиерейский Собор российской и зарубежной частей единой Истинной Русской Церкви, не приемлющей ереси сергианства и экуменизма. Российские архиереи и духовенство продолжали считать Митрополита Виталия главой обеих частей духовно единой Русской Церкви (зарубежной и российской). В лице Митрополита Виталия сохранился орган Первоиераршей власти, а в лице Российских Преосвященных – единственный после раскола 2001 г. канонический орган управления Епархиями и приходами – Архиерейское Совещание Российских Преосвященных РИПЦ, учрежденное решением Архиерейского Собора РПЦЗ в 1994 г. На основе этих двух канонических органов церковной власти, в соответствии с Указом Св. Патриарха Тихона № 362, возможно было соборное восстановление иерархии и церковных структур в РПЦЗ и РИПЦ.
Распоряжение Митрополита Виталия от 11 марта 2002 г. о совершении новых архиерейских хиротоний для РИПЦ и создании Синода в России являлось согласием последних трех оставшихся в Истинной Русской Церкви законных правящих архиереев (Митрополита Виталия, Архиепископа Лазаря и Епископа Вениамина). Это решение носило характер соборного волеизъявления, которое было закреплено соборным актом II-го Всероссийского Совещания. II-е Воронежское совещание, по сути, имело значение местного церковного Собора и положило начало возрождению Истинной Русской Церкви на Родине на началах соборности и восстановлению ее канонического Церковного управления – Архиерейского Синода РИПЦ.
Таковы вкратце события, произошедшие в последние годы церковной жизни Истинно-Православной Русской Церкви. Я намеренно не вдавался в подробности, дабы не перегружать доклад событиями, которые всем нам известны. Моя задача: подчеркнуть основные моменты церковной жизни Русской Церкви как минимум в последние восемь лет, заострить внимание на главном – на канонической преемственности Церковной власти в Русской Церкви после отпадения Собора РПЦЗ в октябре 2001 г. от истинного Православия.
Основной вывод: после отступнического Собора РПЦЗ в октябре 2001 г. Архиерейский Синод РПЦЗ как орган Церковного управления в Русской Церкви полностью утратил свою легитимность. Сместив законного Первоиерарха РПЦЗ Митрополита Виталия и взяв открытый курс на унию с МП, которая осуществилась 17 мая 2007 г., с октября 2001 г. Архиерейский Синод РПЦЗ более не является каноническим органом управления в Русской Церкви. Следовательно, любые попытки провозгласить себя каноническим наследником РПЦЗ и Церковной власти в Русской Церкви теми, кто отделился от Синода митрополита Лавра после 17 мая 2007 г., с канонической точки зрения незаконны. Они наследники не Русской Зарубежной Церкви, а РПЦЗ-Л.
Что бы ни говорили противники Русской Истинно-Православной Церкви, однако безспорным остается следующий факт: в соответствии с Указом Патриарха Тихона №362, Архиерейское Совещание РИПЦ, сохранившееся в составе архиереев Катакомбной Церкви Архиепископа Лазаря (Председателя Совещания) и Епископа Вениамина –законный преемник Церковного управления в Русской Церкви после отпадения Синода РПЦЗ в 2001 г.
В 2001 г., после того как Собор РПЦЗ официально отказался пересмотреть свои неправославные решения, принятые на Соборе 2000 г., Архиепископ Лазарь и Епископ Вениамин как архиереи Катакомбной Церкви в России исполнили Указ Патриарха Тихона № 362 и воссоздали Временное высшее церковное управление Русской Церкви в виде Архиерейского Совещания РИПЦ, которое затем, в 2003 г., согласно Указу № 362 Патриарха Тихона и Распоряжению Митрополита Виталия от 11 марта 2002 г., было преобразовано в Архиерейский Синод.
Поэтому Архиерейский Синод РИПЦ имеет все необходимые канонические основания для управления Русской Церковью, в том числе и для восстановления канонического епископата для РПЦЗ. Точно таким было положение РПЦЗ по отношению к Церкви в России после гибели Местоблюстителя Патриаршего Престола Митрополита Петра и утраты Катакомбной Церковью своего епископата.
Осознание этого не должно превозносить нас перед теми частями Русской Зарубежной Церкви, которые не пошли на унию с МП, но канонический статус которых небезупречен. Это не наше достоинство, а наш тяжелый крест, который мы должны нести со смирением и любовью ко всем нашим братиям, ко всем, кто открыт к честному и справедливому диалогу. Как отмечено в резолюции III-го Воронежского Совещания, мы не называем себя дерзновенно полнотой Российской Церкви, ни даже полнотой Катакомбной Церкви. Есть общины, которые по разным причинам не находятся в общении с РИПЦ. Мы желаем диалога и объединения со всеми истинно-православными христианами, кто готов к такому диалогу, но, повторюсь, диалогу честному и справедливому. Даже икономия имеет свои разумные канонические границы, нарушение которых превращается в элементарный канонический безпредел. На это мы пойти не можем, это станет угрозой для существования самой Русской Истинно-Православной Церкви.
Милостью Божией и решением III-го Воронежского совещания мы собрались на Освященный Собор Истинной Русской Церкви. Это очень важное историческое событие. В истории Зарубежной Церкви было несколько Всезарубежных Соборов, однако в России со времен установления богоборческого режима и до сего дня это первый канонический свободно созванный Собор. Мы помним, что далеко не всегда в истории Церкви легко было отделить Истину от лжи; более того, за свидетельство Истины очень часто платили своей кровью. И вот тогда, когда речь шла о судьбе всей Церкви, ответ давала тоже вся церковная полнота. Может ошибиться один человек, может ошибиться группа людей, но не может ошибаться вся Церковь. Можно уничтожить, убить одного человека, группу людей, но никто и никогда не уничтожит всю Церковь. И, наверное, не будет преувеличением сказать, что в штормовых бурях, каких немало встречалось на протяжении Ее исторического пути, Церковь выстаивала именно благодаря своей соборности. И сегодня, в это непростое время, когда вокруг много изощренной лжи, предательства, отступничества, разделений в среде православных христиан и людям непросто найти Истинную Церковь, мы вновь возвращаемся к соборному разуму Церкви.
Мы не претендуем на многое, мы только становимся на ноги, и наш Собор призван положить начало соборному устроению в нашей Церкви. В будущем, если Господу будет угодно, еще будут Соборы нашей Церкви, но этот Собор первый, и я призываю вас отнестись к работе Освященного Собора со всей ответственностью православной христианской совести. На Соборе не может быть места собственному “эго”, на нем возможно только всеохватывающее единство, которое своей внутренней духовной спаянностью подобно некоему таинству. Поэтому нам надлежит особенно внимательно наблюдать за собой, своими словами и поступками в дни Освященного Собора, чтобы, видя нашу взаимную любовь, терпение и смирение друг перед другом, Господь благословил наше начинание и наши деяния.
Какие важные вопросы мы должны разрешить в первую очередь? Прежде всего, прославление во святых блаженной памяти Митрополита Филарета (Вознесенского), третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и Отцов-Исповедников Катакомбной Русской Церкви, которые в годы безбожия на Руси несли пастырское служение без страха перед сильными мiра сего, претерпевая гонения и лишения. Канонизация Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви – деяние, равнозначное канонизации Новомучеников и Исповедников Российских, совершенное РПЦЗ в 1981 г. Оно имеет огромное духовное значение не только для РИПЦ как канонической наследницы Катакомбной Церкви, но и для всей Русской и Вселенской Церкви Христовой. Это прославление нужно не для Митрополита Филарета и Отцов-Исповедников, они уже прославлены у Господа за свои подвиги, но для нас, ибо кто, как не они, смогут научить нас, поддержать, вдохновить своим примером, помочь исправить ошибки, утешить в скорбях и так далее. Одним словом, они будут руководствовать нами в сложных перипетиях лукавого апостасийного мiра. Они прошли свой путь, мы же только начинаем.
Второе важное деяние – покаяние в грехах вероотступничества и богоборчества за себя и наших предков. Ибо, за редким исключением, каждый из нас причастен к этим грехам либо лично (был пионером, комсомольцем, служил в советской армии, праздновал советские праздники и т.д.), либо через своих предков, которые в той или иной степени, с оружием в руках или просто молчаливым согласием и безразличием, боролись с Богом установленной православной царской властью или в различных войнах на стороне красных. Собору предстоит установить особые поминальные дни для почтения памяти белых воинов и невинных жертв советского режима, ибо до сего дня Церковь не установила особого поминовения этих душ.
Третий вопрос – утверждение Временного положения о РИПЦ. Это основной канонический документ внутрицерковной жизни. До сего дня мы строили нашу церковную жизнь по Положению о РПЦЗ. Однако, как говорил и писал Митрополит Виталий, реалии Российской жизни во многом отличаются от зарубежной. Поэтому мы должны предусмотреть и разработать такое Положение о РИПЦ, которое бы отражало нашу внутреннюю жизнь. Предлагаем на нашем Соборе принять именно Временное положение, поскольку мы только начинаем самостоятельное каноническое бытие, и многие вопросы для нас будут проясняться не сразу, но со временем. В РПЦЗ тоже Положение менялось: первое было принято в 30-е годы, второе – после Второй Мiровой войны, и оно также претерпевало изменения.
Следующий вопрос – уяснение отношения РИПЦ к официальному апостасийному православию и утверждение чиноприема в Истинную Русскую Церковь. На Воронежском совещании этот вопрос уже обсуждался, и мы пришли к выводу, что принимать клириков из официального православия можно только через хиротесию. Однако окончательное решение этого вопроса остается за Освященным Собором.
Далее нам нужно обсудить различные животрепещущие вопросы, которые связаны с проблемой глобализации. Это тема обширная, и нам нужно, по крайней мере, соборно обсудить разные ее аспекты. Мы не будем на этом Соборе принимать никаких окончательных решений, чтобы по возможности глубоко рассмотреть различные отношения к процессу глобализации и в будущем быть готовыми к принятию верного решения.
Нам также предстоит обсудить наше отношение к различным частям РПЦЗ, о которых я говорил выше. Возможно, именно сейчас мы не придем к какому-то окончательному решению, однако правильное отношение мы должны попытаться выработать уже сегодня.
Самым последним деянием Собора, которое должно совершиться с субботы на воскресение, и будет чин прославления во святых Святителя Митрополита Филарета и Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви. Этим торжеством завершится Освященный Собор, работу которого да благословит Всемилостивый Господь, как несколько веков Он благословлял Соборы Своей Святой Церкви. Будем испрашивать Его милости и благодати Духа Святаго, вразумляющего и умудряющего верных рабов Божиих, будем молиться и бдительно наблюдать за своим духовным состоянием в эти дни, будем собраны, терпеливы и милостивы друг ко другу и да помним, что самое важное для нас сейчас – это бытие Истинно-Православной Церкви, ее путь, ее история и ее жизнь.
+Архиепископ Тихон,
Омский и Сибирский,
Председатель Архиерейского Синода
Русской Истинно-Православной Церкви