Последнее Рождественское послание Архиепископа Лазаря (Журбенко), 2005 г., Одесса
Рождественское Послание
«Рождество Твое, Христе Боже Наш,
воссия мирови Свет Разума!"
Возлюбленные о Господе братия и сестры, верные чада Истинной Церкви Христовой, к нам обращены слова ангельского славословия при Рождении Господа нашего Иисуса Христа - нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес: "Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!"
От всего сердца поздравляю Вас с Великим Праздником Рождества Христова, Праздником духовного мира, благоволения, радости и любви!
Открылась тайна явления Бога, отверзлось небо, и ослепительный Свет Рождества Христова воссиял во тьме Светом Разума. Господь воплотился и пришел в мир. Осуществилась великая радость, обещанная Пресвятой Деве Марии Архангелом Гавриилом, этой радостью возрадовались волхвы и пастухи. Христос есть радость неизглаголанная!
Он пришел к узникам в темницу, чтобы освободить их. Впервые за всю историю человечества небо настежь открывается для всех людей, с чистым сердцем жаждущих неба, и ангельская песнь, которую слышал Великий Исайя, песнь исключительной хвалы Богу: "Свят, Свят, Свят Господь Саваоф", - дополняется новой ангельской песней, пророческим гимном спасения. Эта новая песнь: "Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!"
От самого грехопадения прародителей наших и вплоть до пришествия Христова не было на земле истинного мира. Человек не имел мира ни с Богом, ни с людьми, ни с самим собой.
Своим грехом человек прервал мир с Богом, сердца человеческие наполнились страхом, уста онемели от ужаса, немирность духа и злая воля возросли и мучили человечество. Люди падшие в очах Божиих стали чадами гнева и сынами противления.
От Адамова греха и до Христа лишь отдельные праведники, как то - Авель, Енох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков и другие славили в Вышних Бога, имели мир и благоволение. Остальные люди, не имея мира с Богом, не имели мира и между собой. Они не прославляли Истинного Бога, не ощущали себя братьями и сестрами, чадами одного Отца, это были враги, все свои помыслы направлявшие к тому, чтобы господствовать друг над другом. Одно царство покоряло другое, и один народ угнетал другой. Злая воля, возникшая в людях из-за прославления ложных, вымышленных богов, превратила жизнь человеческую в Вавилонское смешение и адское пламя.
Но вот является в мир долгожданный и желанный Спаситель и Искупитель, Господь наш Иисус Христос. Он примиряет людей с Богом, научает, что все они братья, дети Одного Небесного Отца, и посему должны любить друг друга. Он учит, что Бог есть Любовь. Господь также вносит в душу человека мир и радость, восстанавливая три ключевых принципа, делавшие праотца Адама счастливым в раю, когда он воспевал славу Богу, когда тело его пребывало в совершенной гармонии с душой и духом, когда он был исполнен Божественного благоволения. Эти утерянные три принципа восстанавливает Новый Адам, Иисус Христос, а потому при Рождестве Предвечного Богомладенца ангельское воинство поет пророческий гимн спасения: "Слава в Вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение! "
Но может скажете Вы: где же мир на земле, когда мы видим брани и войны, когда непрестанно проливается человеческая кровь, когда увеличилось до небывалых размеров зло, когда раздоры и неприязнь, ложь и зависть стали нормой жизни большинства людей, когда земля содрогается от небывалых землетрясений и уничтожается своими насельниками...
Да, это правда. Человечество в большинстве своем не имеет мира и любви, и тем хуже для него. Мира нет и не может быть в безбожном, богоотступническом, апостасийном мире. Но Божие слово непреложно, а значит, мир на землю принесен. И чем быстрее сегодня пополняются ряды богоотступников, чем яростнее они жаждут явления антихриста, тем мы, православные христиане, громче должны свидетельствовать: "Слава в Вышних Богу и на земле мир!"
Если сегодня неблагодарное человечество отворачивается от мира, принесенного Богомладенцем, - то причем здесь Бог? Если люди отталкивают благоволение, а сами уничтожают друг друга, если они умны на зло и преступно равнодушны к Истине, если в них по причине умножения беззакония охладела Любовь, - то причем здесь Бог?!
Итак, мир необъятной глубины принесен. Царством мира на земле является Церковь Христова: Она – носительница, провозвестница и подательница мира Христова. В Ней и только в Ней нужно искать мира. Здесь, в Истинной Церкви Христовой, верной Невесте Своего Небесного Жениха, Его Мистическом Теле человеку преподается мир с Богом, так как в благодатных таинствах, в молитве, строе и жизни церковной христианин восстанавливает утраченное единение с Творцом, приобретает мир для своей души и отраду и упокоение для своего сердца; природа человека перерождается и обновляется, в душе кроткой, незлобивой, смиренномудрой, милостивой и любящей водворяется Бог мира и любви, и христианин испытывает тогда высокое блаженство, выше которого ничего нет на земле.
Никакие бедствия и страдания не могут омрачить в христианине этого блаженного мира; напротив, вся история Церкви Христовой наполнена свидетельствами радости святых людей в страданиях и муках, в узах и темницах. При всех лишениях и гонениях «мiра сего» Божьи избранники были так благодушны, любвеобильны и спокойны, как никогда не могут чувствовать себя люди, отталкивающие мир, подаваемый Господом в Таинствах Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Причастникам Истинной Православной Церкви, поклоняющимся в Духе и Истине, открывается тайна, которую в величайшем восторге воспевает Церковь: "Придите, возрадуемся Господеви, настоящую тайну сказующе. Средостение градежа разрушишася, пламенное оружие падает, и херувим отступает от Древа Жизни, и аз райския пищи причащаюся". Только в Церкви можно понять, что: «Средостение градежа… разрушишася». Вот какая война окончена, вот какой мир заключен. Херувим, с пламенным мечем охранявший Древо Жизни от согрешившего человечества, сходит со своего поста. Небо открыто, и люди призываются любящим Богом в открытое небо, чтобы вкусить сладость неба: "Аз райския пищи причащаюся".
Итак, возлюбленные братия и сестры, Святая Церковь, воспевая сегодняшний Праздник мира, любви и благоволения, призывает всех нас усвоить мир Божий, связать в себе зло, уничтожить внутренний разлад и раздвоение. Она призывает нас очиститься через покаяние, родиться духовно, как родился Христос, и тогда мир внутренний, Христов Мир, Мир Любви, являющийся основой внешнего мира, воцарится в наших сердцах.
Поклонимся же от всего сердца, с любовью, смиренно и послушливо Божией Премудрости, исполняющей сердца наши радостию; поклонимся убогим яслям Вифлеемским и, исполнившись Светом Разума, повторим ангельскую песнь: "Слава в Вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!" Слава Сыну Единородному на небесах и на земле, на херувимском престоле на небесах и в Вифлеемских яслях на земле, со Отцом и Святым Духом - Троице Единосущней и Нераздельней, ныне и присно и во веки веков. Аминь!
Милостью Божьей
Председатель Архиерейского Синода
Русской Истинно-Православной Церкви
+ Архиепископ Лазарь
Одесский и Тамбовский
Рождество Христово 2004/2005 гг.
Град Одесса