4 июня представители Синодов МП и РПЦЗ(Л) – митрополит Калининградский Кирилл (Гундяев) и архиепископ Берлинский Марк (Арнд) совершили совместное освящение Александровского подворья РПЦЗ(Л) в Иерусалиме. Российские СМИ этот акт уже охарактеризовали как «очередное свидетельство единения обеих ветвей РПЦ». Сам председатель экуменического Отдела внешних сношений (ОВЦС) Московской патриархии назвал это «важной вехой в восстановлении нашего полного единства». По окончании совместного молебна и освящения, на плоской крыше Александровского подворья был дан торжественный прием, на котором митр. Кирилл и архиеп. Марк в очередной раз подтвердили безальтернативность принятого на Всезарубежном и Архиерейском Соборах РПЦЗ(Л) в 2006 г. курса на единство с МП.
Освящение подворья в Иерусалиме было поручено архиеп. Марку Синодом РПЦЗ(Л), тогда же было дано принципиальное согласие на сослужение во время церемонии главы ОВЦС МП митр. Кирилла, одного из самых одиозных советских архиереев и убежденных экуменистов. Таким образом, одобренный Архиерейским Собором РПЦЗ(Л) «Акт о каноническом единстве» переведен уже в стадию фактического воплощения. Как известно из сообщений Пресс-службы РПЦЗ(Л), майский Архиерейский Собор постановил, что «окончательное утверждение текста “Акта”, как и детали проведения его торжественного подписания, поручается Архиерейскому Синоду». Таким образом, именно Синод уполномочен Собором окончательно решить вопрос унии с МП, что, судя по всему, он и делает. Инцидент в Иерусалиме – тому яркое подтверждение. Более того, оказывается, евхаристическое единство между иерархами МП и РПЦЗ(Л) было тайно установлено еще с конца мая 2004 года, ровно два года назад, когда в Москве глава РПЦЗ(Л) митр. Лавр впервые сослужил с советским экуменическим патриархом Алексием Ридигером. По имеющейся информации, в ходе достигнутых договоренностей именно после этого и митр. Лавр, и архиеп. Марк, и некоторые другие иерархи РПЦЗ(Л) во время Литургии, на проскомидии, стали поминать патр. Алексия и вынимать частички за него и других иерархов МП. С церковно-канонической точки зрения это, по сути, и есть уже евхаристическое общение и единство у Чаши.
Как отмечено по этому поводу в Комментарии Канцелярии Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви:
«То, что Архиерейский Собор утвердил Резолюцию “IV Всезарубежного Собора” РПЦЗ и Акт о каноническом общении с МП, свидетельствует об одном: уния РПЦЗ с советской церковью de facto уже состоялась, осталось лишь обсудить незначительные детали для его “торжественного подписания” и реализовать de jure. Эти вопросы, согласно решению Собора, будут разрешены на уровне синодальных канцелярий и комиссий. Т.е., дело осталось за малым… Уния РПЦЗ-Л и МП состоялась, но не в открытом виде, не в форме административного сращивания, но молитвенно-духовного (а по сути евхаристического) единства, что с канонической точки зрения отныне определяет РПЦЗ-Л под Анафему Собора РПЦЗ 1983 г. на ересь экуменизма и всех соучаствующих в ней. Таким образом, РПЦЗ-Л и без административного подчинения – мистически, через совместное молитвенное общение и единение становится соучастницей и соисповедницей ересей МП. Ведь по свв. канонам, кто с еретиком или отлученным помолится, да будет сам отлучен…
В тексте анафематствования ереси экуменизма, принятом Архиерейским Собором РПЦЗ 1983 года провозглашается:
“…тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мнящею братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: анафема!”
“Имеющий уши да слышит, что Дух говорит церквам” (Откр. 3, 22)».
Более подробно см.:
Уния РПЦЗ-Л с “советской церковью” de facto состоялась. Об итогах т.н. “IV Всезарубежного Собора” и Архиерейского Собора РПЦЗ-Л, состоявшихся в Сан-Францисско (США) с 7 по 19 мая 2006 г.
Комментарий от Канцелярии Председателя Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви Архиепископа Тихона Омского и Сибирского