10 октября 2010 года Свято-Богородицкий Леснинский женский монастырь во Франции, пребывающий под омофором Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ, председатель Синода – Архиепископ Тихон) будет отмечать 125 лет со дня основания. На тот же день намечен еще один великий духовный праздник – прославление в лике святых преподобных жен первоначальницы обители, блаженной памяти игуменьи Екатерины (графини Ефимовской), которая основала монастырь как деятельную монашескую миссионерскую общину. Сегодня монастырь продолжает исполнять одно из своих главных послушаний, заповеданных сестрам еще при его рождении: нести свет Православия внешнему миру, для чего при монастыре начала работу Духовно-просветительская миссия.
О ее деятельности корреспондент "Портала-Credo.Ru" побеседовал с помощником начальника Духовно-просветительской миссии при Свято-Богородицком Леснинском женском монастыре монахиней Евфросинией (Молчановой).
"Портал-Credo.Ru": Некоторое время назад постановлением Архиерейского Собора Русской Истинно-Православной Церкви (РИПЦ) была образована Духовно-просветительская миссия при Леснинском монастыре. Вы можете рассказать о том, когда это произошло и каковы причины ее появления, цели и задачи ее существования?
Монахиня Евфросиния: Цели создания миссии – более тщательно духовно организовать то большое количество людей, которые приезжают в монастырь. Официально ее образовали Великим Постом 2010 года, по постановлению Архиерейского Синода РИПЦ от 4/17 декабря 2009 года.
Когда мы уходили из соединяющейся с Московской патриархией РПЦЗ, мы были полностью уверены, что остаемся одни. Но в реальности все произошло по-другому. Большое количество людей поддержало наше решение и сказало: "Мы принимаем вашу позицию, останемся с монастырем и будем окормляться в РИПЦ". Были и "старые друзья" монастыря, для которых самое главное было остаться с нами.
Но вскоре после того, как мы присоединились к РИПЦ, наше духовенство начало окормлять приходы в Страсбурге и Каннах, которые не пошли вслед за униатами.
- Это произошло еще в 2007 году?
- Да. Позиция монастыря по поводу унии с МП всегда была отрицательной. Мы пытались донести ее до Архиерейского Собора РПЦЗ при митрополите Лавре, даже добились того, чтобы наше послание с ее изложением было зачитано на Соборе, но не были услышаны. Впрочем, это и не удивительно. Голоса всех, кто был не согласен с унией, просто игнорировались. Мы приняли решение идти в РИПЦ еще осенью 2006-го, после Всезарубежного Собора, провели переговоры о присоединении зимой 2007-го, а объявили об этом 2 мая 2007 г., на Преполовение Пятидесятницы.
Потом у нас появилась община в Германии. Сначала эти люди просто ездили в монастырь как паломники, но постепенно им хотелось чего-то более серьезного, чем служба 2-3 раза в год. Вот все эти общины нужно было как-то официально оформить. Мы принципиально не хотели организовывать еще одну епархию, поэтому появилась миссия.
- Вы называете причины создания миссии со стороны монастыря, а чем руководствовался Синод?
- Синод просто пошел навстречу. Хотя есть надежды и на то, что когда-нибудь миссия перерастет в полноценную епархию.
- А что уже сделано миссией?
- На сегодня в нее входит четыре общины: в Барселоне, Страсбурге, Париже и Германии. Парижской общине пока что труднее всего, они до сих пор не могут найти помещение для служб. Пока что все наши общины молятся по домам и квартирам, как катакомбники в России.
В германских общинах у нас очень энергичные люди, они уже начали заботиться о государственной регистрации, активно заняты поисками помещения для храма и прихожане из Барселоны.
- Мать Евфросиния, а Вы согласны с утверждением, что подобная деятельность - это не совсем монастырская забота?
- Наш монастырь всегда был миссионерским. Напомню, что он образовался в Польше, которая тогда называлась Западным краем в Российской Империи. С тех пор как Леснинский монастырь обосновался во Франции, всегда было некое количество людей, которые относились к нему как к своему приходу. А в современной ситуации мы вообще не можем никого отталкивать, делить людей на монастырских и немонастырских, а наоборот, должны привлекать их в Церковь. Кроме того, организация приходов даже помогает монастырю, регулируя количество паломников, приезжающих непосредственно к нам. Они учатся самостоятельно организовывать приходскую жизнь и со временем, как мы надеемся, станут полноценными приходскими общинами. Сегодня богослужения в них проводятся монастырским духовенством и певчими.
- Как затрагивает деятельность миссии внутреннюю жизнь монастыря?
- Главным образом это затрагивает меня и начальника миссии иеромонаха Евфимия. Еще сестер, которые ездят на службы певчими. Свечи и просфоры тоже готовятся у нас. Монастырская жизнь протекает обычным порядком: службы, скорби, послушания.
Мы относимся к этому как к очередному послушанию, которое нужно выполнять.
Вообще нужно понимать, что без монастыря не было бы и миссии. Ведь без наших ресурсов, знаний и возможностей такие маленькие общины не смогли бы существовать.
- Cколько сейчас в монастыре сестер?
- Всего в монастыре живет 24 человека, включая трудниц, послушниц и сестер.
- Службы в общинах миссии приходят часто?
- Мы стараемся проводить их хотя бы раз в месяц. Большинство общин уже организовались и способны оплачивать билеты для приезжающих к ним священников и сестер, хотя часто это выходит достаточно дорого. Великим Постом мы старались служить чаще. Например, везде было совершено Таинство Соборования для болящих. С осени в монастыре будут постоянно служить уже три священника, и мы надеемся, что сможем проводить службы в приходах миссии чаще.
В большие праздники, такие как Рождество или Пасха, почти вся миссия съезжается в монастырь. Например, на Пасху в этом году было около 200 причастников, а на службах Страстной и Светлой седмиц монастырский храм был полон. Конечно, для нас это радостно.
- Будет ли участвовать миссия в грядущем прославлении во святых первоначальницы Леснинского монастыря игуменьи Екатерины, которое назначено на осень?
- Да, многие люди уже взяли отпуска на это время. Мы ожидаем, что на престольный праздник к нам приедет 200-250 паломников. Около 50 человек собирается приехать из России, приглашена делегация из женского монастыря "Новый Стеник" ИПЦ Сербии, с которым мы дружим, не знаю, сколько будет парижан. Такое количество паломников не всегда приезжало даже в прежние времена "старой" РПЦЗ. На моей памяти 275 человек приехали в монастырь только на поставление игумении Афанасии, в 1987 году. Пять лет назад, на праздновании 120-летия монастыря, приезжало около 220 паломников.
- А в течение года в Лесну приезжает много паломников?
- Несколько сотен человек.
- Откуда эти люди? Есть ли поток из России?
- До "перестройки" из России никто не приезжал. Потом поток паломников из России все увеличивался и увеличивался, пока почти полностью не прекратился в 2007 году. Теперь мы снова видим рост интереса к монастырю, в том числе и в России.
- Кто входит в состав ваших общин? Это бывшие прихожане РПЦЗ, которые не пошли на общение с экуменистами, прихожане экуменических юрисдикций или новообращенные люди?
- Большей частью это бывшие "зарубежники", которые ранее приезжали в монастырь, пережив вместе с нами последние события, кое-кто перешел из других "осколков РПЦЗ" особенно от "мансонвилльцев" и "жуковцев" (РПЦЗ(В-В) и РПЦЗ(В-А) - Ред.). Ну и община в Барселоне, которая присоединилась от Константинопольского патриархата. К нам перешел большой приход, который потом разделился. Часть прихода, вместе со священником, вернулась в Константинополь, другая осталась в РИПЦ.
- Можно ли говорить о том, что ваша миссии влияет на церковную ситуацию вообще?
- Трудно говорить об этом. У нас остались контакты в других юрисдикциях, и люди знают, чем мы занимаемся, но наша позиция лишена политики. Мы считаем, что нужно продолжать духовное окормление православных в том месте, где насадил нас Господь, а там уже будь что будет.
- Что можно назвать главными трудностями в деятельности миссии?
- Я бы назвала то, что люди плохо знают богослужение. Надеюсь, что уже в этом или следующем году мы сможем устроить съезд для членов миссии, где все это сможем обсудить и провести курсы для псаломщиков, чтецов и певцов.
Кроме того, на этом съезде можно было бы выбрать секретаря миссии, который бы взял на себя организационные вопросы, связанные с билетами, расписанием и т.д.
- Планируется ли выпуск каких-либо печатных или интернет-изданий?
- Мы и так участвуем в издании альманаха РИПЦ "Вера и Жизнь" и сайта "Ведомости РИПЦ". В ближайшее время собственных СМИ не потребуется. Думаю, впоследствии придется издавать материалы богослужебного и информационного характера. Ведь наша богослужебная практика все больше отличается от практики РПЦЗ МП. Они все больше унифицируются с Московской патриархией, мы стараемся хранить традиции РПЦЗ. Если в 2008 году мы могли надеяться, что получим календарь из Джорданвилля, и нам этого будет достаточно, то теперь понятно, что он уже не подходит для нас.
- Как Вы оцениваете потенциал для работы в Европе?
- Достаточно высоко. Например, после экуменических поездок митрополита Илариона (Алфеева), главы ОВЦС МП, по Италии, с совместными молитвами с латинянами, к нам пришло несколько писем с просьбой открытия приходов в Италии. Чем быстрее МП будет продвигать унию с Ватиканом, тем больше людей будут обращаться к нам.
Фактически среди русских ИПЦ живой общинной работой в Европе сегодня занимается только наша миссия.
- Следят ли за вашей деятельностью в МП? Существуют ли опасения, что они будут мешать работе миссии?
- Я думаю, что это обязательно будет. Они будут мешать нам как информационно, так и с помощью государственного аппарата РФ. В случае принятия унии с латинянами есть опасения, что нас приравняют к "сектантам", таким как "Христианская наука" или исламские радикалы, которые ограничены во Франции. Поэтому мы стараемся регистрировать наши общины не только как религиозные, но и светские объединения.
В последнее время представители МП пытаются активно взаимодействовать с Леснинским монастырем: договариваются о паломнических поездках, пытаются завязать неформальные контакты.
- Может быть, это просто паломнический бизнес?
- Отчасти, да. Но есть и попытки контролировать ситуацию. Знать, на что мы согласны, на что нет. Хотя позиция монастыря не изменилась: мы принимаем любых паломников, желающих поклониться нашим святыням, но допускаем к молитве и Таинствам только тех, с кем находится в общении РИПЦ. При этом мы не вступаем ни с кем в устные споры. Позиция монастыря изложена на нашем интернет-сайте, на сайте РИПЦ, и если кто хочет вступить в полемику, пусть обращается к священноначалию.
- Спасибо, уважаемая мать Евфросиния, за интересную беседу. Очевидно, что несмотря на молодость миссии, сделано уже много. Вы концентрируетесь не на церковной политике, а исключительно на утолении духовной жажды людей, число которых в наше время только увеличивается.
- Да. Для нас деятельность миссии важнее, чем объединительные процессы "осколков". Спорить о том, кто был прав 10 или 5 лет назад, можно до бесконечности. Нужно и дело делать. Ведь слишком многие бывшие прихожане РПЦЗ пострадали от разрухи последних лет.
Существование монашеских общин в РИПЦ стало одной из главных причин, по которой мы присоединились именно к этой Церкви. Монастырь связывало общение с катакомбным женским монастырем в Воронеже, и мы видели живое монашество, в противовес колхозу, на который часто похожи возобновленные монастыри РПЦ МП.
Беседовал протоиерей Алексий Лебедев,
для "Портала-Credo.Ru"
Источник: Портал-Credo.Ru
Дополнительно см.:
1. «Милость Моя исцелит тебя…»
Из истории Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы
2. Леснинская Чудотворная икона Божией Матери
3. Православная духовно-просветительская миссия при Свято-Богородицком Леснинском монастыре
М. Евфросиния (Молчанова), помощник начальника миссии
4. Празднование Пасхи Христовой в Леснинском монастыре во Франции
5. В Леснинской женской обители Пресвятой Богородицы (Франция) прошли торжества по случаю престольного праздника
catacomb.org.ua/modules.php
6. Архипастырская поездка Председателя Синода РИПЦ по Западно-Европейской Епархии РПЦЗ
8. Архив: Прошение Леснинского Свято-Богородицкого монастыря о предоставлении обители ставропигиального статуса
14/27 апреля 2007 г.
9. Заявление сестер Леснинского Свято-Богородицкого монастыря РПЦЗ о переходе монастыря под омофор РИПЦ
10. Кому принадлежит Леснинский монастырь?