Чтец Владимiр Мосс, ИПЦ Греции, Великобритания
Размышления иностранца об Освященном Соборе РИПЦ
Введение
«Как хорошо и как приятно жить братиям вместе!» – восклицает св. Царь-Пророк Давид. «Это – как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» (Пс. 131.1-2). Видимого елея на бородах священников Христовых не было, но невидимый елей Святаго Духа стекал в изобилии в течение Освященного Собора Русской Истинно-Православной Церкви в Богоспасаемом граде Одесса с 26 октября по 2 ноября 2008 года. И я как православный наблюдатель из Англии имел счастие и честь быть там. Вот мои скромные размышления над этим по-настоящему историческим событием в истории Единой, Соборной и Апостольской Церкви.
Соборность Собора
Соборность – это идея единства в многообразии, свободно выраженного единства всех возрастов, национальностей, полов, классов и исторических эпох, совершающегося посредством Святаго Духа и единственного Боговдохновенного исповедания веры. Все истинные Соборы Церкви – откровения Ее Соборности. И этот Собор не был исключением.
Но можно понимать эту идею и во внешнем, и во внутреннем смысле. Во внешнем смысле – в смысле числа людей из разных стран, национальностей и классов – этот Собор не был особенно соборным в привычном для современного мiра понимании. Кроме России, Белоруссии и Украины, были участники из Канады, Франции, Сербии (целая делегация ИПЦ Сербии) и Греции (два епископа ИПЦ Греции). Но это мало по сравнению с поразительным разнообразием участников в соборах современной “церкви лукавнующих”, Всемiрного Совета Церквей, которая хвастается множеством не только людей из разных стран, национальностей и классов, входящих в ее состав, но и душепагубных ересей (несколько сотен, по расчету Архим. Иустина Поповича) и даже религий! Слава Богу, такой лже-соборности не было на Соборе РИПЦ. Но внутренний аспект подлинной Соборности – радость о Господе в глубоком единстве в вере, надежде и любви всех участвующих братий и сестер – чувствовалась очень сильно. Это – мое первое и важнейшее впечатление от этого Собора.
Основа Соборности всех истинных Соборов – это истинно-православное вероисповедание. Среди ряда документов, официально принятых Собором, самым важным было православное “Определение Освященного Собора о вероисповедных и екклесиологических основаниях РИПЦ”. Остановимся кратко на нескольких моментах этого вероисповедания.
Статус Московской Патриархии
Собор отверг сергианство – как «особую форму апостасии и екклесиологической ереси» – и МП – не только как “новообновленческий раскол”, но и как еретическое сообщество, подпавшее «под анафему Святого Патриарха Тихона и Всероссийского Собора на коммунистов и всех их сотрудников и под анафему Собора РПЦЗ [1983 года на экуменизм]».
Можно было бы добавить: «и под анафему Катакомбной Церкви на сергиан», ибо существование такой анафемы было подтверждено и священномучеником Епископом Максимом Серпуховским на Соловках, и св. Филаретом, митрополитом Нью-Йоркским в частном разговоре с автором этих строк в Лондоне в 1977 году. Мы также знаем об анафеме, включенной в Синодик Недели Православия в иосифлянских приходах Ленинграда: «Безумно утверждающим обновленческую ересь сергианства; учащим, яко земное бытие Церкви Божией может быть основанным на отрицании истины Христовой, и утверждающим, яко служение богоборным властем и верность их безбожным повелением, попирающе священныя каноны, святоотеческое предание и божественныя догматы и разрушающе все христианство, спасает Церковь Христову; и почитающим антихриста и слуг его и предтеч его и всех присных его, яко законную власть от Бога; и богохульствующим противу новых исповедников и мучеников...: анафема».
Таким образом, решение Собора РИПЦ было в полном согласии с решениями и Поместного Собора всей Российской Церкви, и Соборов Катакомбной Церкви в России, и Собора Русской Зарубежной Церкви – каковое согласие было запечатлено Собором РИПЦ прославлением св. Филарета и 49 Отцов-Исповедников Катакомбной Церкви.
Таинства Мiрового Православя
Из этого следует, как определил Собор, что «таинства [МП] не могут быть действенными ко спасению». А через несколько дней после Собора были попытки уменьшить значение этого решения.
Так, в одной из статей, появившихся в интернете, было сказано, что это соборное определение выражает «нежелание прямо сказать о безблагодатности» Мiрового православия, и что оно использует «терминологию августинизма, которая совершенно чужда святоотеческому православию».
Правда, слова «недейственны ко спасению» могут напоминать теорию бл. Августина о действенности, а не спасительности таинств еретиков и раскольников. Но все-таки фраза приемлема. Ибо Божия благодать, будучи благим даянием Бога, всегда действует ко спасению людей, а если бы она не так действовала, она не была бы благодатью. Поэтому соборное определение не выражает нежелание прямо сказать о безблагодатности таинств Мiрового православия, а просто уточняет: таинства еретиков не действенны, не спасительны.
«Однако, – продолжает документ, – этим мы не восхищаем Суды Божии и не заявляем дерзновенно, что Господь не в силах обратить к покаянию и спасению искреннюю душу христианскую, пребывающую в официальной церкви, а утверждаем, что спасение возможно только вхождением в Церковь Христову».
Действительно, кто может спастись в потопе мiрового зла, если он не находится в Ковчеге Божием, которым является Церковь Христова? А если человек, по особенной милости Божией, спасается внутри МП, как три отрока в вавилонской печи, то это не из-за таинств МП, а вопреки им. Ибо, как пишет известный сербский канонист Епископ Никодим (Милаш), «по учению Церкви, каждый еретик находится вне Церкви, а вне Церкви не может быть ни истинного христианскаго крещения, ни истинной евхаристической Жертвы, как и вообще никаких истинных св. Таинств… От истиннаго крещения [47-ое апостольское] правило отличает ложное крещение, не совершенное православным священником, по учению Церкви, и не только не очищающее человека от греха, но, напротив, оскверняющее его. Это и означают слова правила: от нечестивых оскверненнаго».
Из этого следует, что таинства еретиков Мiрового православия не только не действуют ко спасению людей, но действуют к их погибели.
Опять, еп. Георгий (из синода еп. Агафангела) утверждает: «Не тема о благодатности или неблагодатности должна волновать антиэкуменистов, а вопрос законности своего противостояния ереси и вопрос спасения души». А как возможно законно противостоять ереси, если не признать неизбежных последствий пребывания у еретиков: осквернение от их таинств, и погибель души? Ведь, св. Патриарх Тихон не только «противостоял» обновленческим еретикам, но и анафематствовал их, и заявил, что их «действия и таинства… безблагодатны, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе». А если св. Патриарх так поступил по отношению к обновленцам, почему современным архиереям не поступить так по отношению к «нео-обновленцам», которые «безумно утверждают обновленческую ересь сергианства»?
Чиноприем приходящих из МП
Соборное Определение продолжает: «Мы определяем, что клириков, приходящих в Истинную Церковь из МП, должно принимать через покаяние и совершение над ними дополнительного руковозложения (хиротесии)». Этому важному решению предшествовало трогательное событие публичного покаяния и хиротесии одного клирика, приходящего в Истинную Церковь из МП. Воистину Господь и Его верные слуги радуются о возвращении одного заблудившегося сына более, чем о девяноста девяти не заблудившихся!
Затем Собор подошел к спорному вопросу о чиноприеме клириков и мiрян, которые никогда не принимали истинной формы крещения в МП. Собор с одной стороны подтвердил, что единственной правильной формой крещения, по апостольским правилам, является троекратное погружение во имя Святой Троицы, но с другой стороны решил: «крещение, совершенное обливанием, признавать, но каждый случай расследовать индивидуально, окончательное решение принадлежит прерогативе правящего архиерея. При необходимости – крестить со словами “аще не крещенъ”. Архиерейскому Собору или Синоду вернуться к решению этого вопроса в дальнейшем». А при каких условиях пересмотреть этот вопрос? «Основанием изменения чина приема мiрян из МП могут служить, например, факты открытого официального сослужения иерархии МП с римо-католиками или другими еретиками».
Некоторые клирики-участники желали принять более строгое решение этого вопроса, поскольку они сами хотели креститься, таким образом исправляя ту неправильную форму крещения, которую они получили в патриархии (почти все официальные поместные православные церкви теперь, за исключением Греческой, практикуют обливание вместо погружения). Но, как кажется, архиереи считали, что такая мера слишком дерзновенна – во всяком случае, в настоящий момент. И так как это вопрос не догматического, а пастырского характера, они имеют полное право так поступить…
Мне кажется, однако, что это, может быть, только временное решение по четырем причинам. Во-первых, иерархия МП уже сослужила с католиками и монофизитами. Более того, от соглашений с еретиками в Шамбези (1992 г.) и Баламанде (1994 г.), не говоря о принятии таинств всех членов-церквей Всемiрного Совета Церквей (1982 г.), уже можно заключить, что МП приняла эти ереси и состоит с ними в одном теле. А сам экуменизм – “ересь ересей”.
Во-вторых, недовольство клириков-зилотов может усилиться. И немудрено: священнику, пришедшему к твердому (и правильному) выводу, что единственной формой крещения является троекратное погружение, а самому никогда не принимавшему такого правильного крещения, трудно будет продолжать свое служение, ничтоже сумняшеся. Судя по событиям в других странах, он склонен будет предложить правильное крещение приходящим к нему из МП. А пока он сам неправильно крещен, он будет мучить себя помыслом: не должен ли я сперва креститься?
В-третьих, безусловно одной из причин развала Русской Зарубежной Церкви был слишком снисходительный прием людей из МП. Впоследствии большинство оказалось сторонниками благодатности патриархии, и испортило чистое вероисповедание Зарубежной Церкви. Да, как говорит соборное определение, принцип церковной икономии должен применяться, чтобы «не оттолкнуть от Церкви многих». Но если эти многие принимаются без должного указания на то, что они придут от тьмы в свет, от не-церкви в Истинную Церковь, – а одним из мощнейших способов такого учения является чин крещения, – то они могут и заразить здравомыслящих членов Церкви своей болезнью, и сами попасть обратно в болото патриархии, «по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи” (II Петра 2:22).
Слышится аргумент: верующие из МП часто ощущали Божию помощь, находясь внутри патриархии, а вынуждение принимать крещение заново может означать для них отказ от истинности этих благодатных переживаний… То же самое можно сказать об очень многих, приходящих в Истинную Церковь из западных ересей (и даже из атеизма), но этот факт не мешал Собору Русской Зарубежной Церкви в 1971 году настаивать на крещении приходящих католиков и протестантов именно потому, что троекратное погружение больше не практиковалось на Западе. Бог милостив и к справедливым, и к несправедливым, и к православным, и к еретикам – а чудеса, говорят свв. Отцы, назначены для неверных более, чем для верных. Святой Дух, подобно голубю, вылетает из Ковчега, Церкви Христовой, и летит далеко, чтобы найти зеленые растения, – добрые души, – и обратить их к Новому Ною – Христу. Следовательно, благодатные обращения ко Христу часто происходят вне Истинной Церкви – как может быть иначе, если человек рожден вне Церкви? Не надо отказываться от таких переживаний; надо благодарить Бога за них, а приходить туда, куда эти переживания, правильно понятые, указывают – в Истинную Церковь. Конечно, тактичность как особенная форма и знак любви всегда необходима; нельзя притянуть рыбу в лодку до того, как она целиком и полностью окажется в сети пастыря-рыбака. Если человек по-настоящему верит и понимает пагубную суть МП, и то, что единственно правильный путь из этой пагубы – исповедание веры и троекратное крещение во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, то он радостно и без колебаний примет его.
В-четвертых, практика других истинно-православных церквей – Сербии, Греции – уже стала строже. Это, конечно, не решающий аргумент – условия в разных странах могут быть разными, и соответственно, практика чиноприема может быть разной. Но сам Собор заявил, что «необходимо идти к преодолению этих различий… в вопросах чиноприема мiрян». Более того, предполагаемое объединение ИПЦ России с ИПЦ Сербии и Греции и присутствие сербской делегации и двух греческих епископов во время дебатов о вероисповедании, неизбежно обратит внимание православных на возможные различия между этими Церквами.
А если указать на наследие Русской Церкви, «исторически сложившиеся поместные традиции и соборные установления», нельзя упускать из виду не только вышеупомянутое решение Русской Зарубежной Церкви о приеме католиков и протестантов только крещением, но и практику св. Филарета Нью-Йоркского. Он часто благословлял членов РПЦЗ, которые хотели исправить свое неправильное крещение (обливанием или окроплением), полученное в еретических сообществах, креститься истинным крещением Истинной Церкви. И не только он: Архиепископ Никодим Ричмондский и Великобританский (+1976 г.) благословил автора этих строк креститься, хотя последний уже причастился в Истинной Церкви. И когда поднялась буря вокруг этого решения и со стороны МП и Константинопольской патриархии, и некоторых членов РПЦЗ, Митрополит Филарет поддерживал его…
Отношение к сектантству, к штрих-кодам, “альтернативному православию” и пост-советской власти
Были оживленные, поучительные и конструктивные дебаты на Соборе о разных видах сектантства и о горячем вопросе штрих-кодов, апокалиптическом числе и имени зверя. Надо также приветствовать соборное отвержение так называемого “альтернативного православия”. Термин этот появился в РПАЦ в 2001 году, чтобы определить РПАЦ как “альтернативу” Московской патриархии. Истинное Православие не “альтернатива” МП: оно является единою и едино спасительною Истиною; и для хотящих спастись другой альтернативы нет.
Идеи как “альтернативного православия”, так и “киприанизма” (идея, что еретики могут свободно оставаться в Истинной Церкви как ее “больные” члены) – тонкие варианты ереси экуменизма. Ясное опровержение и того и другого варианта – одна из великих заслуг этого Собора.
Собор также недвусмысленно одобрил православный монархизм: «Мы веруем, что власть, Богом установленная, – это православное Царство. Мы скорбим об утрате нашими предками Богом данного Русского Царства и молимся Господу о восстановлении его».
Такие мысли часто встречались в богословской литературе “старой” РПЦЗ, но они стали редкими в ее осколках. Так, в июле 2003 года Синод РПАЦ даже формально отказался от “мечты” восстановления православного царства, называя его “безумной утопией”. Ввиду этого очень своевременно теперь, когда власть РФ все более в слове и деле подчеркивает свою “законную преемственность” от анафематствованного тоталитарного режима большевиков, напоминать, что лишь тот режим, который не только на словах, но и делами свидетельствует о своей преемственности от дореволюционной монархии, – может заслужить доверие православных христиан.
Отношение к другим Истинным Православным Церквам и “осколкам” РПЦЗ
Как член ИПЦ Греции, я тепло приветствую старания Собора установить евхаристическое общение между ИПЦ России, Греции и Сербии. Такие стремления необходимы, чтобы исполнить заповедь любви, показать соборную суть Церкви и укрепить Истинную Церковь по всему мiру. Такое объединение между Истинно-Православными Церквами было впервые предпринято св. Филаретом, и нынешний Архиепископ Тихон следует его стопам.
Собор принял разумное и примирительное отношение к другим частям Русской Церкви, заявляя: «Мы не замыкаемся в одиночестве и не дерзаем мыслить о себе как о единственной истинной Церкви». Более того, были теплые слова сочувствия, направленные к православным РПАЦ, которые страдают от гонений со стороны неправославного государства. Это – единственный возможный канонический и нравственный подход к проблеме собирания «осколков» Русской Церкви в одно целое. Указ № 362 от 7/20 ноября 1920 года св. Патриарха Тихона и Св. Синода благословил децентрализацию Русской Церкви до созыва Всероссийского Собора и восстановления центральной церковной власти – т.е. Патриарха и Патриаршего Синода. “Старая” РПЦЗ всегда указывала на этот Всероссийский Собор как высшую инстанцию русской церковной власти, и не претендовала сама быть этой властью. А что важнее, ни один из «осколков» РПЦЗ не может претендовать на это. Тот факт, что иерархия еп. Агафангела, например, претендует на титул “единственной истинной Церкви России”, показывает, что она не мыслит о себе согласно завету Святого Патриарха и исключает себя из процесса собирания «осколков».
Однако тот факт, что ни один из «осколков» Русской Церкви не может властвовать над другими как центральный орган церковной власти не означает, что ни один из «осколков» не может стать ядром собирания. И может быть, самый важный плод этого Собора – показать мiру, что РИПЦ готова стать таким ядром. Ибо благодаря работе Собора, у нее сейчас хорошо выработанное и строго православное вероисповедание и Положение о РИПЦ, Архиерейский Синод и Собор, и многообещающие связи с другими Истинными Православными Церквами.
Заключение
Конечно, есть проблемы; всегда есть проблемы – воинствующая Церковь на земле не может быть без проблем и гонений. А Собор открыто и честно смотрел этим вопросам в лицо – например, отсутствие на Соборе двух епископов, Дионисия и Иринея. Для внешнего наблюдателя, каковым является автор этих строк, эта открытость, эта внешняя и внутренняя соборность стала тем, что особенно внушает доверие и надежду на будущее. С одной стороны, Собор показал верность славному прошлому Русской Церкви, Церкви Новых Мучеников и Исповедников, и строго и справедливо осудил все отклонения от этой верности. А с другой стороны, он открыл двери всем подлинным братьям по вере всякой национальности. Остается только благодарить Бога и организаторов Собора за такой духовный пир, и присоединится к словам Царя-Пророка: «Да будет мир в стенах твоих, благоденствие в чертогах твоих! Ради братьев моих и близких моих говорю я: мир тебе! Ради дома Господа, Бога нашего, желаю блага тебе!» (Пс. 121.7-9).
Чтец Владимiр Мосс,
Великобритания
7/20 ноября, 2008 г.
Собор Святых Отцев-Исповедников Церкви Катакомбной