Черниговская община РПЦЗ в честь Святых Новомучеников и Исповедников Василия и Пахомия, Архиепископов Черниговских, по ходатайству верующих официально перерегистрирована как приход Русской Истинно-Православной Церкви. Распоряжение о перерегистрации выдано губернатором Черниговской области В.В. Мельничуком.
Решение о перерегистрации названия прихода ранее было единогласно принято его членами на Приходском Собрании. Довольно непросто оказалось для верующих сохранить в украинском переводе названия Церкви слово «Руська» (т.е. «Русская»), вместо которого власти пытались навязать слово «Російська» (т.е. «Российская»). Несмотря на определенное сопротивление властей, верующим все же удалось отстоять свои права и добиться перерегистрации под именем «Руська Істинно-Православна Церква» (т.е. “Русская Истинно-Православная Церковь”).
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Черниговская община – одна из старейших легальных общин РПЦЗ на территории бывшего СССР. Организована она была в кон. 80-х гг. ХХ ст. группой православной молодежи.
К тому времени, после Чернобыльской трагедии и юбилея Тысячелетия Крещения Руси, духовно изголодавшиеся люди буквально ринулись в храмы Московской патриархии, надеясь найти в ней духовное врачевание и участие, желая приобщиться к православной вере предков, обрести убежище от советского Вавилона лжи и фальши. Но, как правило, вместо этого страждущие души людей сталкивались в храмах МП с теми же духовными недугами, что и в повседневной своей жизни. Патриархийное духовенство, десятилетиями сотрудничавшее с коммунистическими властями и обеспечившее себе благодаря этому материальное благополучие и комфорт, оказалось неготовым и неспособным к духовному окормлению народа, его новому крещению и просвещению, вместо чего в большинстве случаев принялось зарабатывать деньги, покупать автомобили и дачи. В то же время священноначалие МП не скрывало своей верноподданической преданности коммунистическому режиму, повсеместно отстаивая его интересы вместо того, чтобы возглавить духовную оппозицию режиму и направить ее в русло православного воцерковления и возрождения. Данный Божьим Промыслом шанс духовного возрождения Святой Руси, всенародного покаяния и обращения к святоотеческой православной вере, большей частью по вине советской «официальной церкви» (МП) был безвозвратно потерян.
Многие, изголодавшиеся по Правде искренние верующие люди, в условиях только зарождавшейся относительной духовной свободы, постепенно стали распознавать неправду и беззакония Московской патриархии. Не находя им оправдания, ища подлинного духовного окормления для спасения души в Христовой Истине и Правде, отвращаясь лжи и обмана, коими и без того была переполнена советская действительность, повсеместно начинали тогда искать чистого источника веры, выхода из духовного тупика. Их взоры естественно обращались к сохранившей чистоту Святого Православия и не преклонившей колена перед богоборцами, но на протяжении всех 70-ти лет советской власти несшей подвиг исповедничества и тайного от властей служения – Катакомбной Истинно-Православной Церкви и духовно единой с нею Русской Зарубежной Церкви. Процесс этот был неподконтролен, можно даже сказать стихиен.
Именно в такой атмосфере духовного пробуждения и начинавшихся поисков Истины и Правды Христовой родилась в древнейшем, с более чем тысячелетней историей, русском городе Чернигове община РПЦЗ.
Одним из ее идейных вдохновителей был Виталий Викторович Шумило, более пятнадцати лет являвшийся старостой этой общины. В 80-е годы он был организатором первой в городе оппозиционно-правозащитной антисоветской организации – Центр демократических инициатив (ЦДИ), ставившей своей целью «ненасильственное свержение советского режима» в СССР, и редактором антисоветской самиздатской газеты «Народная Свобода». На его квартире регулярно проводились нелегальные собрания, творческие и религиозно-философские вечера, диспуты, семинары. Приходило всегда много молодежи.
За организацию антисоветских собраний и агитацию среди населения неоднократно подвергался задержаниям и давлению со стороны КГБ и милиции. Одно из таких – 29 октября 1989 года. В.В. Шумило с двумя единомышленниками был схвачен сотрудниками милиции и доставлен в Деснянское РОВД г. Чернигова, где против них возбудили дело по статьям 185 и 1851 АК УССР. 1 ноября 1989 г. состоялся суд. В то время Чернигов считался одним из самых реакционных «коммунистических заповедников», где жестоко подавлялось малейшее проявление инакомыслия и оппозиции существующему советскому режиму. Тот судебный процесс приобрел тогда в городе широкий резонанс. В защиту молодых правозащитников выступили многие общественные деятели, во время заседания суда зал был переполнен людьми, собравшимися поддержать обвиняемых. Свою поддержку подсудимым выразил академик Андрей Сахаров, радио «Свобода» передавало репортаж об этом судебном процессе.
Суд хотел присудить обвиняемым пятнадцать суток ареста и два месяца исправительных работ. Однако в результате общественного давления удалось добиться смягчения наказания. Постановлением от 1 ноября 1989 г. Деснянский районный суд г. Чернигова по ст. 1851 ч. 1 АК УССР присудил Шумило В.В. и двум его единомышленникам выплату административного штрафа, а производство по ст. 185 АК УССР прекратил «за отсутствием состава злостного неповиновения работникам милиции в их действиях» (при задержании они не оказывали физического сопротивления). Подобной правовой победы черниговская судебная практика в те годы еще не знала. Деньги на уплату административных штрафов выслал лично академик Андрей Сахаров.
За свои антисоветские убеждения они неоднократно подвергались избиениям со стороны сотрудников КГБ – МВД. Так даже уже в сер. 1990 г., вечером, при выходе из дома на Шумило В.В. напала группа афганцев. Жестоко избивая ногами, они кричали, что он «американский шпион», «предатель родины», «агент Ватикана» и т.п. После этого насильно доставили в Деснянское РОВД, где подвергли допросу, продержав до самого утра. В результате жестоких избиений он несколько дней не мог подняться с постели.
У многих людей в те годы духовные поиски совмещались с неприятием и противостоянием советской богоборческой системе. По мере воцерковления они начинали обращаться в «официальную церковь», где наталкивались на непонимание и открытое недоброжелательство. Именно так происходило и в Чернигове. Посещая храмы МП, люди разочаровывались, не видя там правды и не находя для себя в ней духовного окормления.
Как уже отмечалось, в те годы Черниговщина отличалась особенной “застойностью”. Общественные перемены наименее затронули этот регион, прозванный многими «коммунистическим заповедником». Не в лучшем состоянии здесь пребывала и духовная жизнь. На протяжении многих лет, с 1973 г. Черниговскую епархию МП возглавлял старый советский патриархийный функционер, связанный тесной дружбой с партийной номенклатурой – Архиепископ Антоний (Вакарик). Среди верующих он пользовался довольно дурной славой, ходили разговоры о его аморальном образе жизни, жадности и жестокости, частых застольях и дебошах с местными партийными чиновниками. Сохранилась даже видеозапись, где этот «красный архиерей», после очередного такого застолья, снял со стены портрет Ленина и стал целовать… В другой аналогичной ситуации он снял с себя архиерейский клобук и надел его на голову одного из местных чиновников, приговаривая: «Я владыка в духовной сфере, а ты в светской…»
Естественно, что “духовность” таких “пастырей” не могла удовлетворить многих искренне ищущих Правды Христовой православных верующих. Знакомство с этим властным советским архиереем навсегда оставляло неизгладимое негативное впечатление.
Вот только несколько примеров. 7 ноября 1989 г. в день памяти октябрьского большевицкого переворота группа молодых верующих (впоследствии составившая костяк общины РПЦЗ) обратилась в Черниговское Епархиальное Управление МП с просьбой отслужить панихиду по Государю Императору Николаю ІІ и всем невинно убиенным в годы красного террора мученикам христианского долга. При этом верующие готовы были за отправление панихиды заплатить собственные деньги. Но руководство Епархии в панихиде категорически отказывает. Более того, обо всем случившемся был дан подробный отчет в областное управление КГБ, а на территории Троицкого монастыря, напротив кафедрального собора – на здании Черниговского Епархиального Училища в день октябрьского переворота были демонстративно вывешены красные флаги. Чтобы хоть как-то церковно помянуть мучеников, молодые люди вынуждены были на общей панихиде подавать записочки за упокой с перечислением только одних имен. Несколько позже, когда умер один известный правозащитник, верующие снова обратились в Епархиальное Управление с просьбой отслужить панихиду по усопшему, на что было дано согласие лишь после поступившего из облуправления КГБ официального разрешения.
В том же 1989 г. Архиепископ Антоний (Вакарик) открыто призывал жителей города голосовать на выборах за коммунистов, а в 1990 г. весь город был заклеен листовками за его подписью с призывом от имени Церкви прийти на референдум и проголосовать за сохранение Советского Союза во главе с КПСС.
Эти явные и другие факты предательства иерархией и духовенством МП Святого Православия вызывали только недоумение и возмущение в сердцах искренне ищущих и верующих людей. Некоторые тогда ушли в УАПЦ или УГКЦ. Другие, сохраняя верность каноническому Православию, но, не желая по совести соучаствовать в беззакониях своего священноначалия, стали искать пути присоединения под омофор катакомбной Истинно-Православной Церкви, о которой знали из самиздата, зарубежной периодики и даже атеистических словарей.
К этому времени В.В.Шумило окончательно оставляет суетную политическую деятельность и начинает странствовать по возрождаемым православным монастырям страны. Во второй половине 1990 г. он с группой православноверующих единомышленников окончательно порывает с МП. Поскольку в 1990 г. выйти на катакомбные общины ИПЦ было еще очень сложно, приняли решение обратиться в Архиерейский Синод РПЦЗ, который пребывал в духовном единении с Катакомбной Церковью на Родине. Так в середине 1990 г. в Чернигове группой православной молодежи была создана первая на Украине легальная община РПЦЗ. Верующие обратились в Архиерейский Синод Русской Зарубежной Церкви с прошением о принятии, на что был получен положительный ответ через назначенного Синодом Экзархом РПЦЗ в России архимандрита Валентина (Русанцова) из Суздаля – перешедшего в том же 1990 г. из МП.
Уже осенью 1990 г. были оформлены все необходимые документы и 24 декабря 1990 г. официально поданы на регистрацию и передачу в пользование общине полуразрушенного Свято-Казанского храма. В канун Рождества Христова 6 января 1990 г. за № 01 архимандрит Валентин (Русанцов) на бланке «Экзарха РПЦЗ» также подписал на имя председателя Черниговского облисполкома ходатайство о регистрации общины и передаче ей Свято-Казанского храма. По его же свидетельству, он также переговорил по телефону с Архиепископом Черниговским Антонием (Вакариком), с которым о. Валентин был неплохо знаком, и который будто бы пообещал не препятствовать Черниговской общине РПЦЗ.
Cвято-Казанская церковь в Чернигове. Современный вид
К этому времени черниговчане уже объединились с катакомбными истинно-православными христианами из соседних окрестностей, которые и отвезли их на Кубань, в катакомбный Кресто-Воздвиженский монастырь – место тайного служения многолетнего узника сталинских концлагерей, катакомбного Епископа Тамбовского и Моршанского Лазаря (Журбенко), пребывавшего в духовном общении с Синодом РПЦЗ. Побывав однажды на богослужении катакомбного архиерея, побеседовав с ним, черниговчане уже навсегда остались под омофором Святой Истинно-Православной Катакомбной Церкви. С тех пор черниговский приход окормлялся исключительно катакомбным духовенством.
Однако в Чернигове, в Отделе по делам религий, узнав, что община подчиняется катакомбному Архиепископу Лазарю, регистрировать ее категорически отказались. Местный уполномоченный по делам религий А.А. Кочерга поставил условие – чтобы община перешла в подчинение либо Архиепископу МП Антонию (Вакарику), либо Епископу Валентину (Русанцову) из Суздаля, только в таком случае они зарегистрируют ее и передадут храм. Более того, уже в феврале 1991 г. сотрудники облуправления КГБ и отдела по делам религий предприняли попытку оказать моральное давление на членов общины: стали звонить домой, вызывать, запугивать.
Такой поворот серьезно насторожил прихожан, и они еще более утвердились в своем решении оставаться под омофором катакомбного Архиепископа Лазаря.
К сожалению, передачи храма верующим добиться не удалось. Чтобы предотвратить возможность заполучения храма общиной РПЦЗ, местная коммунистическая власть предложила Свято-Казанскую церковь УАПЦ. Но ее представители от храма отказались в пользу Русской Зарубежной Церкви.
На протяжении целого года верующие добивались регистрации. Советские чиновники одно за другим принимали решения об отказе, но верующие также одно за другим подавали все новые и новые заявления о регистрации и передаче храма.
Свидетельство о регистрации Черниговской общины РПЦЗ
Только лишь после провала августовского путча 1991 г. и замены старого партийного руководства области на более демократичное, община РПЦЗ была зарегистрирована. Решение о регистрации было принято исполкомом Черниговского облсовета 23 декабря 1991 года за № 305. Однако развалины храма общине все же не передали. В спешном порядке его отдали Архиепископу МП Антонию (Вакарику), у которого он превратился в «придворную часовню» для местного криминалитета. На пожертвования мафиозных группировок, обналичивавших через МП деньги, он очень быстро был восстановлен. Так вместо кафедрального храма РПЦЗ Свято-Казанская церковь была превращена в усыпальницу мафиозных авторитетов, к тому времени учинивших в городе настоящую войну за перераспределение сфер влияния.
Взвесив сложившуюся ситуацию, члены общины приняли решение о строительстве нового храма в честь Святых Новомучеников и Исповедников Василия и Пахомия, Архиепископов Черниговских. Были поданы соответствующие документы с просьбой о выделении земельного участка под строительство храмового комплекса, а на время строительства предоставить в аренду пустующий Свято-Ильинский храм, до 1936 г. являвшийся кафедральным собором ИПЦ в Чернигове. После отказа в предоставлении Свято-Ильинской церкви, просили разрешить молиться в других недействующих храмах города: Борисоглебском соборе, Екатерининской церкви или бывш. больничной церкви Св. Марии Магдалины (по ул. Пролетарская), на что также был получен отказ. Отказали и в предоставлении земельного участка. Неоднократные ходатайства Архиепископа Лазаря также оставались без ответа.
Пытаясь помочь Черниговской общине, Первоиерарх РПЦЗ Высокопреосвященнейший Митрополит Виталий прислал документ от 24 января 1992 г., где, в частности, говорилось: «Сим подтверждаем и удостоверяем, что Казанская община города Чернигова, Украина, под руководством старосты общины Виталия Шумило и секретаря общины Юрия Сидоренко, находится в непосредственном подчинении Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей. Подписи: Митрополит Виталий, Председатель Архиерейского Синода; Архиепископ Лавр, Секретарь Архиерейского Синода». Этот документ также был завизирован подписью и печатью Госсекретаря США Джеймса Бейкера и Вице-консула Российской Федерации в США Н. Кузнецова.
Однако и это не помогло в решении ходатайств общины. В данном вопросе новые власти оказались единодушными со своими предшественниками, многие из которых остались на прежних местах, сменив лишь окраску и идеологию. Один из чиновников тогда прямо заявил: «У нас не может быть никакой Русской Зарубежной Церкви. Только УПЦ (МП) или УАПЦ…». В городе была искусственно спровоцирована кампания травли и дискредитации общины РПЦЗ. По областному радио прозвучали обвинения в адрес общины в “крайнем российском шовинизме и разжигании межнациональной и межконфессиональной вражды”.
Отстаивая свои права, в октябре 1992 г. верующие вынуждены были обратиться в Деснянский районный суд с исковым заявлением о защите чести и достоинства, против необоснованных обвинений, публично распространяемых через СМИ.
Подобное исковое заявление со стороны верующих в городе рассматривалось впервые. И снова, как и в нач. 1991 г., были предприняты попытки морального давления на прихожан по телефону и т.п. Суд отказался поддержать верующих. Но даже такое небольшое испытание оказалось не без Промысла Божия...
Обложка православного журнала "Вера и жизнь"
Начиная с 1990 г. приходом ведется активная миссионерско-издательская деятельность. При общине было создано православное издательство «Вера и Жизнь», возобновлен выпуск православного журнала с одноименным названием (издавался в Чернигове до революции с 1912 по 1917 гг. по благословению Св. Новомученика Василия /Богоявленского/, Архиепископа Черниговского, имя которого ныне носит черниговский приход). Именно в черниговском издательстве «Вера и Жизнь» в 1991-1993 гг. печатались первые номера оренбургской газеты РПЦЗ «Наше слово» и «Сеятель» (редактор прот. Анатолий Шаров), журнала «Суздальский паломник» и др. По благословению Преосвященнейшего Архиепископа Лазаря были изданы Евангелие от Иоанна, Православный Молитвослов, Акафисты, Жития Святых, другая православная литература общим тиражом более 300 тыс. экз.
Свидетельство о регистрации православного журнала "Вера и жизнь"
В православном журнале «Вера и Жизнь» печатались труды выдающихся богословов Русской Зарубежной Церкви. Журнал стал известен и популярен в Украине, России, Белоруссии, США, Канаде, Франции, на него была объявлена официальная подписка через отделения связи, имелись сотни подписчиков. К сожалению, после 1995 г., с усилением экономического кризиса в стране, инфляцией, резким подорожанием полиграфических и почтовых услуг, издание журнала, не окупавшего производственных затрат и существовавшего лишь за счет одного энтузиазма прихожан, довелось приостановить. Община неоднократно обращалась в Архиерейский Синод и архиереям РПЦЗ с предложением создать на базе «ВиЖ» издательское представительство РПЦЗ на Родине, просили помочь приобрести необходимую компьютерную технику, поддержать издание и распространение журнала, но все безрезультатно. Все запросы оставались без ответа. Сохранить журнал не удалось. Вместо Синода РПЦЗ, под омофором которого пребывало издательство, предложения о сотрудничестве неоднократно поступали от Московской патриархии, но переходить в МП верующие отказались.
Несмотря на трудности и искушения, миссионерская работа общины не останавливалась. Стараниями ее членов на местном телевидении выходила православная передача «Вера и Жизнь», в которой рассказывалось об основах православного вероучения.
При общине была создана первая в городе библиотека православной литературы. Для ее пополнения прихожане специально ездили в Москву, Санкт-Петербург, другие города, закупая книги. Услугами библиотеки пользуются также прихожане и священнослужители МП.
Помимо издательской деятельности, телепередачи и библиотеки, при общине была организована рассылка православной литературы почтой. Благодаря такой миссионерской работе во многих уголках страны люди, получая православные книги и журналы, смогли обратиться к вере, узнать правду о сергианстве и экуменизме, присоединиться к Истинной Церкви. Среди обращенных через «православную книгу почтой» были и некоторые священники. Удавалось вырвать людей и из таких тоталитарно-деструктивных сект, как «Белое братство» и «Богородичный центр».
Благодаря усилиям черниговских прихожан удалось добиться регистрации прихода РПЦЗ в Сумской области (Украина), где настоятелем был о. Виктор Заика, помогавший в 70-е гг. о. Глебу Якунину скрывать документы о гонениях на верующих, за что сам немало претерпел от властей. После 1993 г. о. Виктор пропал без вести. Говорят, был убит во время обстрела правительственными войсками «Белого дома» (здания Верховного Совета РФ) в Москве, где он исповедовал раненых и отпевал погибших.
Предпринимались усилия в защиту приходов РПЦЗ и в других регионах. Так в мае 1992 г. по просьбе прот. Льва Лебедева черниговским приходом было направлено несколько обращений на имя главы администрации Курской области (Россия) Шутеева В.И. с требованием прекратить преследования Свято-Троицкого прихода Свободной Российской Православной Церкви, настоятелем которого был отец Лев (по свидетельству о. Льва, его приход власти тоже долгое время отказывались регистрировать, требуя переподчинения Епископу Валентину /Русанцову/ Суздальскому).
20 мая 1993 г. в Чернигове по инициативе областного Отдела по делам религий был впервые организован т.н. межрелигиозный форум, на который были приглашены представители всех существовавших в области конфессий и религий: от Московской патриархии, УПЦ-КП, католиков и протестантов, до кришнаитов и язычников включительно. Приглашены были и представители общины РПЦЗ. Однако, в отличие от духовенства МП и УПЦ-КП, община РПЦЗ отказалась принять участие в его работе. Посетив форум в качестве наблюдателя, представитель общины попросил разрешения зачитать доклад о недопустимости для православных христиан участия в экуменизме, после чего покинул зал. В докладе, со ссылками на Священное Писание и каноны Церкви, было сделано пространное объяснение, что только Православная Церковь является Истинной Церковью Христовой, а посему Она не может участвовать в экуменическом движении. Это была своего рода апология православия перед инославно верующими. Обращаясь к присутствующему на форуме духовенству МП, докладчик заявил:
«…Всякий православный, будь то священник или мірянин, если только не по одному названию он “православный”, да устыдится своего участия в этом совете.
Мы хотим обратиться к духовенству Московской патриархии словами Спасителя нашего, Господа Иисуса Христа: “что вы спите? Встаньте и молитесь, чтобы не впасть в искушение!” (Лк. 22, 46), ибо страшно впасть в руки Бога Живаго. “Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными; ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общаго у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое соучастие верного с неверным?” (2 Кор. 6, 14-16)».
Заканчивалось выступление цитатой из доклада Архиепископа Виталия Собору РПЦЗ в 1967 г.: «Не желая своим докладом хоть в малой степени повредить делу любви, считаем, что принципиально мы должны быть совершенно безкомпромиссными с экуменизмом, самым современным злом, но в личных встречах, которые всегда бывают неизбежными, мы всегда должны быть истинными учениками Сына Божия, Бога Любви».
Представительная делегация духовенства МП во главе с секретарем Епархии, занимавшая почетные места в президиуме рядом с кришнаитами, протестантами и католиками, впервые публично услышала, что каноны Святой Вселенской Православной Церкви им категорически запрещают экуменические моления и прочие «межрелигиозные мероприятия». Некоторые из священников МП потом подходили и высказывали поддержку и признательность за открытое и обоснованное изобличение экуменизма, просили копии выступления и раздавали их своим прихожанам. Но были и такие, что не сдерживали своего раздражения, активизировав на проповедях кампанию дискредитации Русской Зарубежной и Катакомбной Церквей, объявляя их «раскольниками», «безблагодатными», «агентами ЦРУ» и т.п.
Благодаря миссионерской деятельности общины, в 1993 г. о присоединении к РПЦЗ подал прошение настоятель прихода МП в с. Вербовка Черниговской области о. Димитрий Стороженко. Примечательно, что в этом селе в 60-е гг. на приходе МП служили иером. Геннадий (Секач) и иером. Феодосий (Гуменников) – будущие лидеры внутрипатриархийной полукатакомбной группы «секачевцев». После знакомства с прихожанами РПЦЗ о. Димитрий прекратил поминовение жидовствующего патриарха А.Ридигера и, будучи еще в МП ввел на приходе открытое поминовение Митрополита Виталия (Устинова). Позже он обратился с прошением о принятии к Преосвященному Вениамину (Русаленко), Епископу Черноморскому и Кубанскому. В соседнем с Вербовкой старообрядческом селе Добрянка местные верующие тоже изъявляли желание присоединиться к РПЦЗ на началах единоверия, создать единоверческий старообрядческий приход, приглашали к себе служить о. Димитрия.
В этой деревне после войны скрывался известный катакомбный старец, исповедник о. Филарет Добрянский. Богослужения он совершал по ночам на дому, исповедь принимал через письма, а св. дары передавал через «посыльных» монахов (среди них была последняя монахиня Дивеевского монастыря м. Серафима /Куркай/ из Гомеля), «сергианскую церковь» не признавал, почему не благословлял ходить к сергианским священникам из соседней Вербовки оо. Геннадию (Секачу) и Феодосию (Гуменникову). Скончался батюшка 3 апреля 1976 г. в г. Ахтырка Сумской области. До наших дней сохранилась катакомбная община старца Филарета Добрянского, ныне окормляемая Преосвященным Гермогеном, Епископом Черниговским и Гомельским.
К сожалению, о. Димитрий не смог до конца пройти выбранным путем стояния в Истине. Под усиленным давлением МП, не выдержав угроз о физической расправе над его семьей, он сломался и вернулся в «советскую церковь», где был переведен на другой приход в более отдаленное и глухое село.
Ошибочно полагая, что МП еще можно исправить изнутри, прихожане РПЦЗ пытались вести активный диалог с черниговским духовенством МП, проводили собеседования, дарили им литературу, разъясняли пагубность сергианства и экуменизма. Однако такая открытость и готовность к диалогу вызывали зачастую только обратную реакцию. Черниговская Епархия вскоре была буквально наводнена агитками Троицкого «О неправде карловацкого раскола», Иоанна Снычева «Расколы 20-х гг. ХХ ст.» и прочей сергианской апологетикой. С амвонов храмов участились проповеди против Русской Зарубежной и Катакомбной Церквей. И если многие священники МП соглашались с доводами о «некотором вреде экуменизма», то в вопросе сергианства оставались не только непоколебимы, но еще более укоренялись в нем, возводя отступление митр. Сергия (Страгородского) и его декларацию 1927 г. в ранг наивысшей «добродетели, подвига и святости». Под влиянием общего для МП мистически-болезненного состояния даже те, кто, будучи еще мiрянами, негативно оценивали духовные плоды сергианства, с принятием сана в МП резко меняли свои взгляды и становились убежденными сергианами.
Дабы донести до верующих и духовенства правду об Истинно-Православной Церкви, в приходе РПЦЗ были составлены и изданы работы: «Схиархимандрит Лаврентий Черниговский и его время. Очерк церковной истории Черниговщины (1868-1950 гг.)» и «Почему необходимо покаяние в грехе сергианства?», где использованы неизвестные доселе следственные материалы 1920-30-х гг. на духовенство ИПЦ на Черниговщине из архивов КГБ-СБУ. Были проведены работы по исследованию и составлению житий Новомучеников и Исповедников Черниговских: Архиепископов Василия (Богоявленского) и Пахомия (Кедрова), Епископов Дамаскина (Цедрика) и Василия (Зеленцова), игумена Алипия (Яковенко). Эти материалы были также предоставлены и Черниговской Епархии МП, и даже с сокращениями опубликованы в ее печатном органе «Троицкий вестник». Однако, на удивление, подвиг Новомучеников и Исповедников земли Черниговской не вызвал никакого интереса в среде местного духовенства МП, и даже когда в 2000 г. МП произвела выборочную канонизацию Новомучеников, из этих материалов были поданы на комиссию лишь жизнеописания Святителей Василия (Богоявленского) и Василия (Зеленцова). Материалы же о старце-архиепископе Пахомии и старце Алипии (Яковенко) даже не рассматривались, а представление о канонизации Святителя Дамаскина (Цедрика) Нежинского было подано энтузиастами из Алма-Атинской Епархии, а в Чернигове его память МП не чтит и по сей день несмотря на канонизацию его Собором 2000 г. Все эти факты лишь в очередной раз на практике подтвердили предположение о невозможности духовного исправления «советской церкви».
В 1994-1995 гг. черниговская община не поддержала создание суздальского ВВЦУ, оставшись верной Первоиерарху РПЗЦ Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию.
Приход г. Чернигова в те годы состоял в переписке и духовном общении с такими видными иерархами РПЦЗ, как Преосвященный Серафим (Дулгов), Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский, Преосвященный Антоний (Синкевич), Архиепископ Лос-Анжелосский и Южно-Калифорнийский, Преосвященный Григорий (граф Граббе), Епископ Вашингтонский, и с некоторыми другими архиереями, священниками и мирянами Русского Зарубежья. Одни из них, как еп. Александр (Милеант) и Марк (Арндт), ратовали за сближение с МП, другие наоборот – оставались верны исповедническому курсу Зарубежной Церкви. Так, например, Преосвященный Серафим Брюссельский еще в 1994 г. в своих письмах предостерегал от диалогов с духовенством МП, обосновывая невозможность объединения РПЦЗ с последней. В то же время он отечески предостерегал и от общения с «церковными политиками» в самой Зарубежной Церкви, такими как парижский прот. Вениамин Жуков, указывая на их неудержимую амбициозность и страстность, предполагая их возможное разрушительное участие в будущей судьбе Русской Зарубежной Церкви.
Когда после Архиерейского Собора РПЦЗ в 2000 г. Зарубежную Церковь постигли новые скорби и испытания, черниговская община заняла активную позицию в отстаивании былого исповеднического пути Зарубежной и Катакомбной Церквей. За подписью членов прихода неоднократно рассылались обращения к Первоиерарху РПЦЗ Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию, зарубежным и российским Преосвященным, клирикам и мірянам РПЦЗ-РИПЦ.
В одном из таких обращений от 12/25 Февраля 2001 г. к епископу Агафангелу (Пашковскому) и другим Преосвященным РПЦЗ говорилось:
«Русская Православная Зарубежная Церковь, по нашему глубокому убеждению, должна хранить сокровища веры незыблемо, являя собою нечто "абсолютно замкнутое" по отношению к безбожному міру (по выражению архим. Константина Зайцева), но не в смысле сектантской замкнутости, а в строго святоотеческом, т.е. не допускать размывания границ Церкви Христовой. Соборные же Послания, в особенности Прошение к патриарху Павлу, способствуют разрушению нашей общей церковной ограды. Таковая уже давно разрушена в Московской патриархии, являющейся больным церковным организмом, и никакого оздоровления в мафиозно-государственной религиозной верхушке МП не видно. Болезнь эта духовная и она, напротив, усугубляется, все более и более повреждая невинные новообращенные души, создавая у прихожан Московской патриархии неверное представление о Православной Церкви. Тем более, что руководство МП сознательно изменяет учению Церкви...
В России, по большому счету, нет духовного возрождения всего народа, а если кто и возрождается, то только по особому промыслу Божию. Очевидно, что на территории бывшего СССР сейчас происходит переход от атеизма к сатанизму, и если Владыка Евтихий, один из авторов Послания к чадам нашей Церкви, объясняя смысл возрождения, приводит в качестве одного из примеров продажу Евангелия и другой православной литературы, то мы видим, что на одно напечатанное Евангелие приходится не менее ста книг по магии и др. бесовских откровений.
Поэтому мы не имеем права молчать, когда на наших глазах церковная ограда РПЦЗ под угрозой разрушения. Мы, овцы Христовы, и Вы, наши пастыри, должны хранить духовное целомудрие.
…Соборное Послание к пастве РПЦЗ, по нашему убеждению, таит в себе большую опасность, т.к. неверная оценка «юбилейного» собора МП и его решений является «миной замедленного действия» для всей полноты РПЦЗ, поскольку является программой действия на будущее. Приняв неверные ориентиры сегодня, завтра наш церковный корабль может уклониться в сторону еще больше, что в итоге приведет к тихой унии с МП. Вот только организованное сопротивление тогда будет уже невозможно.
…Думаем, что выразим желание многих, не безучастных к происходящим сейчас тревожным событиям церковной жизни прихожан и клириков РПЦЗ во Отечестве, созвать Съезд духовенства, монашествующих и мірян российских епархий РПЦЗ, где был бы высказан ПРАВОСЛАВНЫЙ голос российской части нашей Церкви и определен дальнейший курс — стояние в Истине, а не путь компромиссов с неправдой и выдавание желаемого за далеко еще не действительное. Покорнейше просим Вас содействовать скорейшему созыву Съезда. Таковой Съезд должен предшествовать созыву Всезарубежного Собора РПЦЗ, на котором должны быть приняты решения о дальнейшем курсе нашей Церкви в гибнущем апостасийном мире. Наши зарубежные братья во Христе должны увидеть, что в России есть здоровые силы, радеющие о чистоте Православия и знать наши помыслы и надежды».
Именно Черниговский приход выступил одним из инициаторов проведения І-го Воронежского Совещания духовенства и мірян РПЦЗ-РИПЦ в сентябре 2001 г., первого на территории бывш. СССР со времени открытия здесь приходов РПЦЗ, на котором архиереи, духовенство и паства решительно заявили о своей верности прежнему исповедническому православному курсу РПЦЗ-РИПЦ и ее Первоиерарху Митрополиту Виталию, которого в РПЦЗ попытались сместить с поста Первоиерарха Церкви епископы, начавшие подготовку унии с Московской патриархией.
Не признав антиканонического переворота в РПЦЗ, целью которого было начало объединительного процесса с сергианско-экуменической Московской патриархией, черниговский приход остался верен законному Первоиерарху Русской Церкви Высокопреосвященнейшему Митрополиту Виталию. После издания им 26 февраля / 11 марта 2002 г. Распоряжения-Завещания на имя старейшего российского архиерея – Преосвященного Архиепископа Одесского и Тамбовского Лазаря (Журбенко) – с благословением совершить новые архиерейские хиротонии и создать Архиерейский Синод на Родине, черниговский приход всецело подчинился воле своего Первоиерарха, тогда еще пребывавшего на свободе.
На сегодняшний день черниговский приход пребывает в ведении Архиерейского Синода Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия.
Регулярные богослужения совершаются в домовом храме. Приход окормляется Преосвященным Епископом Гермогеном и духовенством Епархии.
По благословению Архиерейского Синода РИПЦ черниговским приходом в сети интернет создан сайт «Церковные Ведомости Русской Истинно-Православной Церкви» ( www.catacomb.org.ua ) – являющийся официальным органом Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви под омофором Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия. На сайте публикуются актуальные материалы по истории Церкви, православному богословию и педагогике, проблемам современного Православия и стояния в Истине, имеется фотогалерея и аудио-архив. Сотрудниками редакции являются не только черниговские прихожане, но и жители других городов России и Украины, Европы и США.
Продолжает при приходе, по мере возможностей, осуществляться издательская деятельность, функционирует «Православная книга почтой», ведется преподавание детям основ Православной веры в одной из черниговских средних школ.
В храме имеются святыни: частицы мощей Свт. Феодосия, Архиепископа Черниговского, Прп. Лаврентия Черниговского, Прп. Климента, игумена Зверинецкого, Свв. Мучеников Бедзина, Шалвы и Элизбара Грузинских; части облачений Св. Иоанна Кронштадтского, Прп. Нектария Оптинского, Свт. Иоанна Шанхайского и Свт. Филарета (Вознесенского), личные вещи, иконы и рукописи Святых Новомучеников и Исповедников, и др.
Одной из главных своих задач верующие РИПЦ видят в служении Господу, стоянии в чистоте Истинного Православия, сохранении традиций и исповеднического курса Катакомбной Церкви. Они не принимают участия в политике, регулярно собираются для богослужений в домовом храме в честь Свв. Новомучеников и Исповедников Василия и Пахомия, Архиепископов Черниговских, тихо, в стороне от внешней суеты молятся о спасении всех нас.
P.S. Автор выражает признательность Приходу Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви в честь Свв. Новомучеников и Исповедников Василия и Пахомия, Архиепископов Черниговских, за предоставленную возможность поработать с архивными материалами.
Приход Русской Истинно-Православной (катакомбной) Церкви
в честь Свв. Новомучеников и Исповедников Василия и Пахомия,
Архиепископов Черниговских
Адрес для писем: 14033, Украина, г. Чернигов, а/я № 1778.
Телефоны: (8-046-22) 2-79-83; 4-79-91
Эл-адрес прихода: veraigizn@rambler.ru, catacomb@catacomb.org.ua
Интернет-сайт: www.catacomb.org.ua
* Историческая справка:
Русская Истинно-Православная Церковь (другое ее название – Катакомбная Церковь) организационно сформировалась в кон. 20-х – нач. 30-х гг. ХХ ст. в результате отказа большинства епископата и духовенства Русской Православной Церкви от сотрудничества с коммунистическим богоборческим режимом в СССР, на что пошла прообновленческая группа во главе с митр. Сергием (Страгородским). С того времени в СССР существовали параллельно официальная ("советская" или "красная") «русская православная церковь», которая в 1943 г. по приказу Сталина была организована в "Московский патриархат", и независимая от богоборческого режима Истинно- Православная Русская Церковь (ИПЦ), которая в результате жестоких репрессий и преследований, вынуждена была перейти на нелегальный способ служения, от чего у нее появилось и другое название – Катакомбная Церковь (то есть подпольная).
Русская Истинно-Православная Церковь (www.catacomb.org.ua) просуществовала до наших дней, пронеся сквозь большевицкие репрессии и преследования, тюрьмы и расстрелы, конспирации и подполье дух истинной веры, благочестия и мученичества, дух внутренней церковной свободы. РИПЦ принципиально не принимает участия ни в каких политических движениях и идеологиях. Главный принцип, которым руководствуется Катакомбная ИПЦ – хранение чистоты Истинного Православия и внутренней свободы Церкви от разрушительных влияний «стихий мiра сего». Управляющим органом Церкви является Архиерейский Синод Русской Истинно-Православной Церкви.
Создание Синода РИПЦ осуществлено по благословению законного Первоиерарха РПЗЦ Митр. Виталия (Распоряжение от 11 марта 2002). В своей деяльности Синод РИПЦ руководствуется Указом Св. Патр. Тихона за № 362 от 1920 г. "О самоуправлении епархий". На данный момент Председателем Архиерейского Синода является старейший в Русской Церкви иерарх Архиепископ Лазарь (Журбенко) Одесский, тайно рукоположенный во епископа Катакомбной Церкви еще в 1982 году.
Русская Истинно-Православная Церковь действует на правах самоуправления, пребывая в духовном общении с законным Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Виталием.
В Руссской Истинно-Православной Церкви действует шесть епархий: Одесско-Тамбовская, Черниговско-Гомельськая, Чорноморско-Кубанская, Новгородско- Тверская, Омско-Сибирская и Верненско-Семиреченская (Казахстан). При Одесской епархии действует пастырское училище им. Св. Прав. Иоанна Кронштадтского.
Русская Истинно-Православная Церковь по праву является правопреемницей и духовной наследницей традиций Катакомбной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви на Родине.
Истичник: Западно-Европейский Вестник РПЦЗ: